Управление Федеральной службы безопасности по Тульской области возбудило уголовное дело по факту заключения заводом "Октава" договора на поставку одному из предприятий Украины телефонно-микрофонных устройств ГСШ-18, которые, по мнению чекистов, являются военной продукцией. Как считают сотрудники УФСБ, генеральный директор завода Геннадий Ульянов не имел права продавать иностранному государству оборонную продукцию без надлежащей лицензии.
Сам же Ульянов не отрицает, что заводом был заключен контракт на поставку телефонно-микрофонной продукции предприятия, но считает, что эти изделия не имеют отношения к оборонной продукции.
Завод "Октава" - единственное предприятие не только в России, но и во всех странах бывшего Советского Союза и СЭВ, выпускающее телефонно-микрофонные устройства. Все отечественные самолеты, вертолеты и прочая техника оснащены именно продукцией "Октавы".
По словам директора, само ГСШ-18 было разработано в середине 70-х годов для гражданской авиации на деньги Министерства связи. А для военной техники имелись другие разработки.
В свое время на уровне министерств гражданской авиации и обороны было принято решение о том, что приемку тех же телефонно-микрофонных устройств, несмотря на их сугубо гражданскую направленность, будут осуществлять военные, так называемые представители заказчика. Это было вполне логично, поскольку все же ответственность у армейских чинов всегда была выше, чем у гражданских лиц. И когда речь шла о качестве изделий, считалось надежнее опереться на военных с их педантичной преданностью имеющейся конструкторской документации.
Еще в январе 2000 года на одно из оборонных предприятий Киева поступил заказ на ремонт 31 вертолета российских авиакомпаний и семи - белорусских. Для этого и потребовались изделия тульского завода "Октава".
Когда дело дошло до отправки продукции, военный представитель на "Октаве" отказался принимать ГСШ-18 для украинского завода, ссылаясь на закон о поставках военной техники. При этом всяческие заверения о том, что изделие под этот закон не подпадает, военные все с той же педантичностью слышать не захотели. Впрочем, киевлян это не очень-то смутило - они живо согласились на то, чтобы предназначенные для них изделия принимались обычным заводским ОТК.
Вот с этого момента УФСБ и проявило интерес к незаконной, по их мнению, сделке, а директор начал собирать доказательства того, что данное телефонно-микрофонное устройство является сугубо гражданским изделием. В качестве независимых арбитров призвали Межгосударственный комитет по внешней торговле, министерства транспорта, связи, Государственный НИИ гражданской авиации. Все чиновники в один голос заявили, что ГСШ-18, установленное на гражданских судах, относится к изделиям третьего класса, то есть комплексу изделий гражданской авиации.
Однако суть проблемы, вылившейся в появление на свет уголовного дела, совсем не в том, какой считать данную продукцию завода - военной или гражданской. Это всего лишь размышления на тему о несовершенстве законов.
Дело в том, что на момент заключения контракта изделие числилось по реестру Минобороны, следовательно, у директора "Октавы" были две возможности придать сделке законный характер: добиться исключения ГСШ-18 из реестра и отмены приемки изделия "представителем заказчика", либо получить лицензию на торговлю оборонной продукцией. Однако ее получение обошлось бы "Октаве" значительно дороже суммы контракта, составляющей около шести тысяч долларов (182 тысячи руб.). Поскольку ни то, ни другое Ульяновым не было сделано, чекисты, опираясь на действующий закон, встали на защиту интересов государства.
Тула