В соответствии с новым Законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в Свердловской области начала работу Палата адвокатов. Создание палаты продиктовано исключительно интересами рядового гражданина, о чем поспешили уведомить общественность представители государства.
Старый Закон "Об адвокатуре в СССР", по мнению заместителя начальника Главного управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области Дмитрия Крашенинникова, не гарантировал предоставление квалифицированной юридической помощи, поэтому его необходимо было менять.
По мнению чиновника, теперь можно говорить о "юридически равных условиях для всех граждан РФ относительно получения квалифицированной юридической помощи, с одной стороны, и о процессуальной самостоятельности и правовой защите адвокатов - с другой".
Говоря о "равных условиях", Крашенинников имел в виду ст. 26 нового закона, в которой установлены критерии оказания бесплатных юридических услуг и перечислены категории граждан, имеющих право на таковые. Хотя, по мнению самих адвокатов, круг этих лиц новым законом заметно сужен, а уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова заявила, что малоимущие граждане практически лишились права на квалифицированную юридическую помощь.
Дело в том, что день работы адвоката, выполняющего заказ государства, оценивается сегодня, по данным президента Палаты адвокатов Свердловской области Владимира Смирнова, в 215 руб. Понятно, что такими деньгами профессионалов не заманишь. Но даже и при таких смехотворных расценках государство умудряется отлынивать от платежей: его долг Свердловской коллегии адвокатов достиг 2,5 млн. руб. Устав ждать, защитники обратились в суд с претензиями к МВД, которое формально и должно расплачиваться с адвокатами. Суд, естественно, привлек в качестве ответчика Минфин - настоящего виновника неплатежей. Процесс длился более года и закончился победой адвокатов, но денег они пока так и не получили - министерство подало кассацию, в которой утверждает, что не имеет к этому делу никакого отношения: мол, обращайтесь в МВД.
Безусловно, для адвокатов такая позиция федерального Центра - не новость. Все эти годы он под любым предлогом стремился спихнуть свою конституционную обязанность на регион. Последний, надо сказать, исправно нес эту ношу: еще в 1995 году был принят Закон "О гарантиях юридической помощи населению Свердловской области", и финансирование, по словам Смирнова, даже в самые сложные времена не прекращалось.
В президиуме Свердловской областной коллегии адвокатов убеждены, если государство действительно хочет помочь малоимущим гражданам, оно должно компенсировать недостатки федерального закона, расширив список лиц, имеющих право на бесплатную консультацию: ввести в него военнослужащих срочной службы, инвалидов первой и второй групп, а также ветеранов; в городах и районах образовать бюджетные (муниципальные) юридические консультации. Свои предложения коллегия оформила в виде проекта закона "О гарантиях организации адвокатской деятельности и предоставления юридической помощи на территории Свердловской области" и, опираясь на имеющийся опыт в закрытом городе Лесной, предлагает сделать их обязательными на всей территории области.
В противном случае адвокатское сообщество готово расценить новый закон лишь как попытку структурирования. Согласно исследованию, проведенному аналитическим центром ТАСС-Урал, есть как минимум три вопроса, которые вызывают недоумение: социальная защищенность адвокатов, налогообложение и усиление контроля со стороны государства.
Сегодня адвокатам не оплачивают больничный лист, отпуск по рождению и уходу за ребенком и т.п., им нельзя уйти на пенсию досрочно по выслуге лет. Если юристы-предприниматели работают по упрощенной схеме налогообложения, то адвокатам это запрещено. По закону решение о проведении следствия в отношении адвокатов принимается судом, тогда как на практике (согласно УПК РФ) этот вопрос решает прокуратура, ставя, таким образом, две стороны судебного процесса изначально в неравные условия. Положение об отчислении из адвокатуры содержит "резиновые" положения, которые дают простор административному произволу. Например, формулировки лишить статуса адвоката "за поступки, порочащие честь и достоинство адвоката", "за ненадлежащее выполнение своих профессиональных обязанностей" нигде не расшифровываются.
Впрочем, работники Минюста на местах уже принялись давать толкования положениям закона. В частности, Дмитрий Крашенинников заявил следующее: "Допустим, адвокат приходит на суд неподготовленный, нарушает при этом принципы адвокатской этики и т.п. В соответствии со старым законодательством реально можно было вести речь лишь о его дисциплинарной ответственности. Новое законодательство предусматривает такую меру наказания к некомпетентным адвокатам, как прекращение статуса адвоката┘"
Если авторы реформы задались целью с помощью драконовских мер усилить авторитет адвокатуры, то они достигли своей цели: пьяным или без портфеля больше никто приходить не будет. Вот только какое отношение нововведения имеют к качеству оказываемых услуг и к защите интересов малоимущих граждан?
Попытки федеральных властей переложить на субъекты Федерации бремя финансового обеспечения деятельности защитников при одновременном усилении контроля за их работой, полагают практикующие адвокаты, приведут не к повышению качества юридических услуг, оказываемых населению, а скорее всего к его ухудшению.
Екатеринбург