В Самаре состоялось открытие станции метро "Московская". Его приурочили к 15-летию городского метрополитена. На прокладку подземного пути в 1300 м от станции "Гагаринская" до "Московской" и запуск последней в эксплуатацию (даже по временной схеме) потребовалось девять лет.
В среднем на сооружение одной станции метрополитена в Самаре сейчас требуется около 600 млн. руб. Причем только пятая часть из этой суммы выделяется федеральным Центром, а по 40% должны внести областной и городской бюджеты. В минувшем году финансирование строительства метрополитена также производилось из трех источников - федерального, областного и городского бюджетов. В сумме на него было затрачено 243,2 млн. руб. При этом областная администрация на строительство и поддержание метрополитена выделила 145,5 млн. руб., из которых 100 млн., по решению губернатора, были взяты из территориального Дорожного фонда именно на достройку станции "Московская".
При этом доля федерального бюджета в строительстве самарского метро, как и других метрополитенов России, в 90-е годы заметно уменьшилась. Еще в 1995 году правительство пошло на резкое сокращение финансирования строительства метро, взвалив, таким образом, основную тяжесть на регионы и города. В том же году был создан Российский совет администраций городов-заказчиков строительства метрополитена. В него тогда вошли представители 10 городов, в которых метро либо действует, либо только начинает строиться. Выступая совместно, мэры городов-заказчиков и метростроевцы России добивались погашения задолженности по уже выполненным работам и финансирования строительства в объемах, предусмотренных госбюджетом.
И хотя борьба за бюджетные средства велась с переменным успехом, но запланированная доля федеральных средств на строительство метро, например в 1998 году, превышала половину всех бюджетных расходов. Августовский кризис смешал все планы, и основное бремя расходов правительство перебросило на регионы. В результате общая доля федерального финансирования в строительстве метрополитенов заметно уменьшилась. В Самаре она, несмотря на все усилия ее лоббистов в Москве, за последние пять лет составила 30,3%.
С 1998 года расходы федерального Центра на строительство самарского метро сократились в пять раз. Глава Самары, председатель Ассоциации городов Поволжья Георгий Лиманский совместно с мэрами других российских городов пытается добиться увеличения федеральной доли в финансировании строительства метрополитена с 20 до 50%.
Во всем мире метрополитен считается нерентабельным, и большую роль в его строительстве и содержании играет именно государство. И потому, убеждены самарские власти, Российское государство должно взять на себя большую долю затрат в строительстве подземных магистралей в крупнейших городах страны.
Самара