Ни на один день на просторах России не прекращаются ожесточенные боевые действия, скромно именуемые "очередным переделом собственности". В том числе и в сфере средств массовой информации. Недавно была предпринята попытка апробировать очередной достаточно нетривиальный метод в Республике Татарстан.
В конце ноября стало известно о появлении проекта постановления республиканского Кабинета министров под внешне весьма невинным названием "Об обеспечении повышения качества приема телевидения в Республике Татарстан". Вокруг этого хитроумного документа в республике разгорелся нешуточный скандал. Дело в том, что автор ухитрился "вмонтировать" в него весьма прибыльный бизнес-проект.
Во-первых, все телевизионные программы вопреки действующим законам подразделяются на "обязательные" и "необязательные" для трансляции на территории республики. Первые - это федеральный и республиканский официоз. Вторые - продукция частных компаний, имеющих, кстати, законные лицензии на вещание.
Во-вторых, проект постановления вводит ключевое и в то же время весьма туманное понятие "оператор СКПТ" - оператор систем коллективного приема телевидения.
Далее, если все предельно упростить, бизнес-схема работает следующим образом. Некие "хозяйствующие субъекты" через конкурсный отбор (а как же иначе!) получают право на бизнес-обслуживание СКПТ. Естественно, объектами наиболее пристального внимания становятся частные телекомпании, программы которых, как указано в постановлении, "необязательны" для трансляции.
Естественно, потенциальная управляемость этих компаний со стороны автора проекта постановления многократно возрастает. Можно, например, взвинтить цены за прохождение телесигнала под прикрытием "улучшения качества коллективного приема". А можно вообще отлучить от эфира, если некто посчитает телепрограмму "категорически необязательной" для татарстанцев. Пусть даже вопреки Конституции России.
Более того, бизнес-замысел оказывается еще более грандиозным. В третьем пункте данного проекта постановления вдруг неожиданно появляется запись: "Министерству связи Республики Татарстан в двухнедельный срок внести┘ в Кабинет министров Республики Татарстан предложения об участии операторов СКПТ в качестве субподрядчиков и инвесторов при строительстве нового жилья и капитальном ремонте".
Иначе говоря, по замыслу автора, соответствующим образом подобранные (как это делается у нас, известно) операторы СКПТ получают официальную возможность внедриться помимо прочего еще и в такой прибыльный бизнес в республике, как строительство нового жилья и капитальный ремонт.
Впрочем, автор этой блестящей "деловой" комбинации отнюдь не считает нужным скрываться. В пункте пять этого проекта постановления скромно сказано: "Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя премьер-министра Республики Татарстан Р.Ф. Муратова". А у нас, как известно, кто контролирует, тот и заказывает музыку. И, между прочим, именно этот человек курирует в правительстве Министерство связи, Министерство земельных и имущественных отношений, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, ответственные за реализацию данного проекта.
Впрочем, на сегодняшний день проект так и остался пока проектом.
Из-за разгоревшегося публичного скандала премьер Минниханов отказался поставить свою подпись под проектом постановления. Но вряд ли общественное мнение здесь сыграло решающую роль.
Осведомленные политологи в Казани дают следующую версию временного провала так называемого "бизнес-проекта Муратова". Сама идея укрепления контроля над независимыми телекомпаниями в преддверии важных избирательных кампаний неоднократно обсуждалась между премьером и его первым вице. Дело в том, что Муратов, чьи политические позиции заметно ослабли в последние годы, вынужден все больше интегрироваться в команду более амбициозного Минниханова.
Другое дело, что в аппаратном плане принятие муратовского проекта означало бы серьезное изменение баланса сил в татарстанской верхушке. Причем в пользу именно первого вице-премьера. Вряд ли это могло понравиться Минниханову.
Но больше всего, думается, повлияло на ситуацию негативное отношение к появившемуся проекту постановления самого президента Шаймиева, который на встрече с лидерами Общества русской культуры прямо заявил, что "ни по какой причине свобода массовой информации в республике не должна ограничиваться". Президент Татарстана сразу понял, что подобный бизнес-проект достаточно серьезно подставляет лично его как гаранта конституционных прав граждан республики.
Пока атака на телеэфир захлебнулась. И, видимо, не случайно сразу после критики президента Татарстана "вести" этот проект премьер-министр, как сообщали СМИ, поручил другому вице-премьеру - Зиле Валеевой.