Новый состав петербургского Законодательного собрания вряд ли бы заслуживал особого внимания, если бы не одно важное обстоятельство: во власти свежеизбранных депутатов парламента Петербурга - судьба третьего человека в российском государстве. А именно - спикера Совета Федерации Сергея Миронова, который представляет в российском сенате именно петербургских законодателей. И судьба эта, как показывают первые дни работы нового Законодательного собрания Петербурга, остается весьма неопределенной.
В ближайшее время петербургским законодателям предстоит решить вопрос о своем представителе в Совете Федерации. То есть либо подтвердить полномочия его нынешнего председателя Сергея Миронова, либо - выбрать новую кандидатуру. Весь минувший месяц (с момента собственно выборов до момента начала работы нового парламента) местные политологи упражнялись в прогнозах относительно судьбы Сергея Миронова. Однако большинство из них сходилось в немудреном выводе, согласно которому ничего определенного относительно судьбы спикера сказать нельзя. Причина проста: слишком разношерстным, политически мозаичным, а потому - малопредсказуемым получилось новое Законодательное собрание Северной столицы.
И первыми же своими действиями вновь избранные депутаты поспешили эти предположения подтвердить.
С одной стороны, новое Законодательное собрание Петербурга принято называть более политизированным, нежели прежнее. В том смысле, что на сей раз большое количество депутатов в бытность кандидатами декларировали свою принадлежность к той или иной политической силе. Но, с другой стороны, практика показала, что политизированность эта - во многом явление виртуальное. Во всяком случае, фракционное деление петербургского парламента доказывает скорее обратное.
В петербургском Законодательном собрании появилось уже семь фракций. Только три из них можно назвать сформированными по политическому принципу (и то - лишь условно). Это "ЯБЛОКО", "Единая Россия" и фракция "КПРФ - НПСР". Об условности политического принципа формирования говорить приходится потому, что фракции эти, несмотря на заявленную принадлежность к конкретным политическим движениям, отнюдь не однородны.
Неоднородность фракции "КПРФ - НПСР" следует уже из ее названия: все-таки Народно-патриотический союз России отнюдь не исчерпывается представителями коммунистического крыла (и на выборах представители НПСР порой конкурируют друг с другом).
Что касается фракции "ЯБЛОКа", она включает в себя лишь четырех истинных "яблочников". Чтобы получилась фракция (в петербургском парламенте для этого нужно пять депутатов), сторонникам Явлинского пришлось срочно подружиться с депутатом Павлом Солтаном, в прежнем составе городского парламента входившим во фракцию "Воля Петербурга" (созданную некогда лично Сергеем Мироновым).
Фракция же "Единая Россия" вообще представляет собой уникальное образование, главное достижение которого - массовость (пятая часть всего депутатского корпуса). Правда, принадлежностью к одноименной партии похвастать могут далеко не все, более того, некоторые нынешние "единороссы" в предыдущем созыве Законодательного собрания вынашивали идею создания альтернативного "медвежьего уголка". Теперь они - вместе, но весь вопрос - надолго ли?
Тем более что кроме "Единой России" в петербургском парламенте появился еще и "Единый Петербург" - фракция, лидер которой банкир Юрий Рыдник заявляет о своем членстве в "большой" "Единой России". И которая вроде бы также претендует на "промедвежью" ориентацию.
По названиям остальных фракций об их ориентации судить практически невозможно: "Наш город", "Городские районы" и даже - "Спортивная Россия". Последняя знаменательна тем, что ее возглавил такой "авторитетный спортсмен", как Денис Волчек.
Подобная фракционная мозаика весьма затрудняет определение расклада сил в новом петербургском парламенте. Правда, в Петербурге вот уже несколько лет как любому другому делению предпочитают деление на "сторонников губернатора Яковлева" и "сторонников полпреда Черкесова". Однако даже столь примитивное размежевание нынешнего Законодательного собрания провести крайне сложно - по причине непостоянства политических привязанностей многих депутатов.
Например, некоторые депутаты, шедшие на выборы вроде бы под полпредовскими знаменами (Алексей Белоусов, Станислав Зыбин), оказались как бы в прогубернаторских фракциях. Зато уже упоминавшаяся фракция "Спортивная Россия" по некоторым признакам начинает дрейф в сторону полпредства.
Как уверяют знающие люди, на гибкость депутатских взглядов зачастую влияют сугубо материальные вещи┘
Ясно одно: победные реляции северо-западного полпредства о том, что в нынешнем составе Законодательного собрания имеется твердое "антияковлевское большинство", оказались не более чем выдачей желаемого за действительное.
Более или менее прояснить истинный расклад сил в петербургском парламенте должны два вопроса.
Во-первых, вопрос о представителе Законодательного собрания в Совете Федерации. Здесь, как уже отмечалось, для Сергея Миронова все складывается отнюдь не безоблачным образом. Исчезла фракция его сторонников "Воля Петербурга": один ее бывший представитель оказался в "ЯБЛОКЕ", другой - в "Единой России", третий - вообще в "Нашем городе" (фракции, относимой к прогубернаторским), еще двое пока числятся в неприсоединившихся.
А во-вторых, лакмусовой бумажкой станут, безусловно, выборы спикера Законодательного собрания. Поначалу депутаты были полны решимости - на словах - решить этот важнейший вопрос на первом же заседании. Полпредство сделало ставку на кандидатуру координатора фракции "Единая Россия" Вадима Тюльпанова, и в парламентских кулуарах активно ходили слухи, что этот выбор получил "высочайшее одобрение" в Москве. Но - молниеносной победы не получилось. И, судя по всему, вопрос о спикере обещает быть непростым. Не исключено, что противникам Смольного в итоге все-таки придется наступить на горло собственной песне и искать компромисс. Так, как это было в городском парламенте прошлого созыва, - когда спикера не могли выбрать полтора года и в итоге успокоились на кандидатуре, фактически поддержанной Смольным.