Инициатива по возвращению чеченцев домой в равной степени принадлежит федеральным властям, руководству Ингушетии и администрации Ахмата Кадырова. После подписания в мае 2002 года плана мероприятий по завершению работы по возвращению в Чеченскую Республику перемещенных лиц дата завершения операции переносилась несколько раз, и в настоящее время, по информации властей Ингушетии, в палаточных лагерях остаются 17 367 тысяч чеченских беженцев. Точных данных по проживающим в частном секторе нет. Как сообщили "НГ" в администрации президента Ингушетии, около восьми тысяч беженцев письменно изъявили желание вернуться в места своего прежнего проживания. Главной причиной очередного срыва возвращения беженцев остается медленное строительство пунктов временного проживания в Чечне. По неофициальной информации, к концу декабря будет достроен только один пункт. А к февралю предполагается построить еще пять.
Правозащитники часто цитируют одного из жителей палаточного городка "Сацита", который, комментируя подписанный Зязиковым и Кадыровым договор, отметил, что беженцы приехали в Ингушетию не по чьему-либо договору и не нуждаются в договорах, чтобы вернуться обратно. Люди, проживающие в палаточных городках, хотят вернуться домой, но не при том беспределе, который сегодня творится в Чечне. По словам беженцев, в последнее время они стали ощущать на себе давление со стороны местных властей - чаще стали отключать электричество, ограничивается подача газа. В лагере "Алина" чеченцы собрали деньги на покупку нового электрического кабеля и сами ликвидировали аварию.
В середине декабря жители палаточного городка "Бэлла", расположенного в станице Слепцовская, приняли обращение к Мурату Зязикову. В нем они отмечают, что миграционная служба Ингушетии произвольно сняла с довольствия 1887 человек, проживавших в городке. Возмущенным людям объяснили, что данное решение - инициатива чеченского комитета по делам беженцев, поддержанная администрацией Чечни.
Опровергающий утверждения правозащитников о насильственном возвращении беженцев в Чечню Мурат Зязиков приводил до недавних пор в качестве доказательства отсутствие письменных или устных заявлений. Похоже, что ситуация меняется. Письменные обращения от беженцев уже поступают в государственные и правозащитные организации. Власти Ингушетии уверены, что в палаточных городках активно работают эмиссары боевиков, стремящиеся спровоцировать массовое недовольство в палаточных лагерях.
Тем временем беженцы уже заявляют о том, что их вытесняют из частного сектора, куда недавно власти призывали переселяться чеченцев из палаточных городков. Напряжение между "принимающей" стороной и "гостями" постепенно нарастает.
Ингушетия