Ахмат Кадыров рассчитывает на Всевышнего и будущую Конституцию.
Сам проект Конституции, естественно, составлен в полном соответствии с федеральным Основным законом. Два раздела, девять глав, 112 статей предлагается обсудить жителям Чечни. Документ предусматривает, в частности, что высшим должностным лицом и руководителем исполнительной власти станет президент, кандидатом на пост которого может стать любой гражданин РФ не моложе 30 лет. Предусмотрено также избрание двухпалатного парламента, состоящего из Совета республики (своего рода сената) и Народного собрания. В первую палату войдет 21 человек, а во вторую - 40 человек. В отличие от федеральной и всех других республиканских конституций в чеченском проекте абсолютно четко прописаны полномочия обеих палат парламента.
Есть и ряд уникальных особенностей. Главное, конечно же, переходность Конституции - второй раздел состоит из 10 пунктов, регламентирующих государственное обустройство Чечни до избрания законных органов власти. Важным в них является то, что судебная система республики будет сформирована сразу после референдума, не дожидаясь выборов органов власти. Эта норма должна особенно понравиться чутким к правам человека западным политикам, поскольку наделяет граждан Чечни правом на судебную защиту сразу после плебисцита.
Примечательно, что в проекте содержатся такие понятия, как "суверенитет", "самоопределение" и даже "демократическое социальное правовое государство". Известно, что были попытки исключить из документа эти понятия, однако авторы Конституции настояли на том, что нет ничего страшного в "суверенитете" в пределах ведения ЧР.
Статья проекта о свободе совести - почти как в российской Конституции. Но не совсем. В чеченском варианте исключены имеющиеся в федеральном гарантии "распространять" религиозные и иные убеждения и "действовать в соответствии с ними". Это своего рода защита от распространения религиозного экстремизма. Статья о том, что "каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность", содержащаяся и в российском Основном законе, в чеченском варианте дополнена специфическим уточнением: "Никто не может содержаться в рабстве". Это более чем актуальное положение с учетом процветавшей и до сих полностью не искорененной практики похищения, торговли и буквального обращения людей в рабство.
Наконец, проектом Конституции предусмотрено, что полномочия президента Чеченской Республики прекращаются - помимо прочего - в случае отрешения его от должности президентом РФ. И это, пожалуй, еще одно веяние времени, только уже федерального масштаба. Наверное, ни один субъект РФ не осмелится поставить своего всенародно избранного руководителя в такие условия. Но ставшее уже необратимым "укрепление вертикали власти" диктует свои правила.
Между тем вчера Госдума РФ переработала проект своего постановления "О мерах по нормализации обстановки в ЧР" и приняла его в целом. Из нового документа исключены прежние предложения о введении в Чечне чрезвычайного положения и создании в структуре правительства РФ министерства по делам ЧР, руководитель которого имеет статус вице-премьера. Кроме того, депутаты предложили объявить 2003 год "Годом мира, национального согласия и восстановления ЧР". Они высказались также за продолжение вывода из Чечни избыточных войск и обратили внимание на то, что "зачистки" осложняют нормальную жизнь в республике.