Автор "Гибели Ростова" Василий Вареник рассказывает в своей книге о вымершем городе и его окрестностях спустя 10 лет после взрыва Волгодонской АЭС. Ядерный смерч и радиоактивные воды, прорвавшие Цимлянскую плотину, почти смыли донскую столицу. Теперь сюда на экскурсии приезжают иностранные журналисты в сопровождении сотрудников МЧС. "Человеческие черепа и кости лежали и дальше по Большой Садовой. Все они были хорошо отполированы временем и непогодами┘"
В повести постепенно погибают все ростовчане, и лишь главной героине Наташе, от лица которой ведется повествование, удается пережить всех и протянуть еще 10 лет. Наташа, ставшая похожей на инопланетянку ("костлявый череп держался на тонкой морщинистой шее. Восковая кожа, отсутствие бровей, ресниц и волос"), предстает перед француженкой, вручая ей дневник, завернутый в свинцовую фольгу. Главная героиня выжила потому, что "до катастрофы следила за прессой и были правдивые газеты, читая которые она догадалась, что будет плохо┘ и готовилась".
"Когда рванула атомная, - рассказывается в повести, - паники еще не было. Главным образом из-за того, что Ростов все-таки далековато от Волгодонска. Даже дальше, чем Киев от Чернобыля". Автор описывает отъезд из города колонны автомобилей в сопровождении бэтээров - начальства всех мастей и генералов с их семьями. На предельной скорости мчались джипы новых русских, бросивших свои дворцы. Простые же ростовчане бежали на набережную посмотреть, как в Дону прибывает вода.
По признанию автора, у героини есть реальный прототип. В книге немало и других персонажей из жизни, и почти все они выведены под своими именами. Так, Коля-Еврей, которому посвящена целая глава, - ныне проживающий в Израиле Николай Смолянинов. Здесь же фигурируют казак Юрий Дегтярев и целый ряд персон из конно-спортивной школы Ростовского ипподрома. Героем книги стал даже ручной сурок автора Винни-Пух.
Повесть или нещадно ругают, или хвалят. Впечатлительные люди страдают после ее прочтения бессонницей, а у одной молодой кормящей мамы, познакомившейся с этим произведением, от волнения пропало молоко. Скептики считают, что книжка Вареника может превратиться в бестселлер только в том случае, если сбудется напророченное в ней. Не исключено даже, что атомный гриб переименуют в честь него или радиацию начнут измерять в "варениках" вместо рентген.
Сам же Василий Вареник не унывает и, будучи потомственным казаком, сегодня пишет историю донского казачества. Как гласит биографическая справка в конце книги, Василий уже "имеет свыше восьмисот публикаций в газетах и журналах Ростова и Москвы, а также в русскоязычной прессе Канады и Великобритании".
Ростов-на-Дону