Сегодня трудно назвать сферу жизнедеятельности, которой не занимается полпредство президента РФ в Уральском федеральном округе. А занимается оно практически всем: формированием информационного пространства (вплоть до создания своих телеканалов), повышением инвестиционной привлекательности округа, конфессиями и национальными отношениями, малым бизнесом, скандалами на промышленных предприятиях, жалобами граждан, проблемами ЖКХ и т.д. Такие весьма широкие, но размытые полномочия снижают влияние полпреда на ключевые проблемы регионов.
Когда полпред в УрФО Петр Латышев начинал работу, он и его тогдашний первый заместитель по экономике Сергей Собянин постарались привлечь науку к разработке социально-экономических программ. Как рассказывает директор Института экономики Уральского отделения РАН Александр Татаркин, на базе института был образован Центр стратегических исследований и прогнозирования развития УрФО.
По заказу полпредства группа ученых год трудилась над стратегией развития до 2010 года Курганской области - самой депрессивной в округе. Программу вынесли на рассмотрение федерального правительства - и она не была принята: по одной версии, потому, что Центр заморозил все программы помощи регионам, кроме башкирской, по другой - из-за небесспорности самой программы.
Разработчики стратегии предложили "потрясти" с помощью ренты ресурсные регионы, извлекающие доход из природных богатств. Другими словами, правительству предложили пересмотреть нынешнюю практику межбюджетных отношений, что понравилось, конечно, далеко не всем как в Москве, так и в округе.
В итоге Курган остался "при своих", а ученые - в растрепанных чувствах: курганский губернатор Олег Богомолов оплачивать их работу отказался, тем более что формально заказчиком являлось полпредство, у которого нет денег. Та же история может повториться с разработкой стратегии социально-экономического развития УрФО, которую готовят к приезду в округ Владимира Путина: директору Института экономики неоткуда взять деньги на поощрение ученых, кроме сэкономленного фонда оплаты труда.
Нечем пока отчитаться полпреду и по другому заданию президента, предписавшего повысить эффективность использования природно-ресурсного потенциала Ханты-Мансийского автономного округа. Попытки разработать комплекс мер по развитию нефтеносной провинции страны закончились предсказуемо: участвовавшие в создании программы геологи, экологи, экономисты и другие специалисты выставили счет на 15 млн. руб., что несколько шокировало заместителя полпреда по экономике Виктора Басаргина. Но Александр Татаркин убежден, что в условиях развала геологической отрасли (десять лет никто не занимался геолого-разведочными работами) такие программы стоят этих денег.
По мнению г-на Татаркина, к решению экономических задач полпредство до сих пор не приступило и в нынешних условиях вряд ли приступит: при образовании округов ставились далеко не экономические задачи. Уральский регион искусственно раздробили, традиционно складывающиеся связи разорвали, денег полпредам на экономические проекты не предусмотрели. Кроме административного рычага, у них нет ничего.
В свое время Свердловская область предлагала создать представительства федеральной власти на основе существующих межрегиональных экономических ассоциаций для координации деятельности субъектов и реализации федеральных программ. Тогда президенту Борису Ельцину предлагали утвердить представителя в статусе федерального министра и ввести его в правительство. Шла речь и о том, чтобы предусмотреть в бюджете статью на осуществление полпредами стоящих перед ним задач.
Однако есть и сомнения относительно целесообразности наделения полпредов экономическими полномочиями. Ученый секретарь Института философии и права Уральского отделения РАН, член экспертного политического совета при полпреде президента в УрФО Константин Киселев опасается, что, как только у полпредств появятся ресурсы, они сразу перестанут быть арбитрами в споре региональных элит, губернаторов и финансово-промышленных групп: начнется конфликт частных и служебных интересов, расцветет коррупция.
Между тем роль арбитра - единственное, пожалуй, в чем полпредство всерьез преуспело: региональные элиты теперь обязательно учитывают нового солидного игрока. Именно влияние полпреда не позволило конфликту между губернаторами Эдуардом Росселем и Петром Суминым из-за Карабашского медеплавильного комбината дойти до крайнего обострения. Вот тут административный ресурс полпреда пришелся как нельзя кстати.
Решать стратегические задачи, быть проводниками реформ федеральной власти полпредам крайне сложно - хотя бы потому, что они являются заложниками политической игры Центра и регионов. С одной стороны, они - лоббисты вверенных им территорий, с другой - проводники политики Кремля. Раздвоение личности добром не кончается. Как говорит заместитель главы администрации губернатора Свердловской области Анатолий Гайда, в старину генерал-губернаторов по этой причине даже отстраняли от должности - настолько далеко заходили их противоречия с царскими министрами.
Как считает Анатолий Гайда, полпредства либо надо наделять реальными полномочиями для осуществления конкретных поручений (например, борьба с преступностью), либо упразднять, если юридически корректно произойдет разграничение полномочий между уровнями власти. Хотя координацией федеральных структур в регионах и самих регионов кто-то должен заниматься. Но тогда президенту нужно будет разделить полномочия полпредств и министерств, разобраться с кадрами, выстроить отношения с губернаторами и т.д. Впрочем, политологи полагают, что, вполне возможно, все останется по-прежнему: сильный президент, а при нем нынешние полпредства - для особых поручений.
Екатеринбург