Почти полгода миновало с тех пор, как небывалое по силе наводнение на Юге России поглотило более трехсот населенных пунктов.
Тогда местные власти оказались неспособными выполнить свои задачи по оповещению населения и должной организации спасательных работ, что привело к большим жертвам. Теперь федеральные и региональные чиновники не в состоянии обеспечить жильем всех переживших наводнение людей.
Первоначально срок сдачи домов для пострадавших был назначен на 15 октября. Однако к этому времени жилье в полном объеме так и не было подготовлено, и на приказах появилась новая дата - 1 декабря. Сегодня очередной "окончательный" срок назначен на 25 декабря, но как показывает ход строительных работ, далеко не все жители юга смогут встретить Новый год в своих квартирах.
На сегодняшний день в Южном федеральном округе сдана только треть всего нового жилищного фонда. Значительная же часть жилья для пострадавших закупается на вторичном рынке, где приобретено более пяти тысяч квартир, то есть 65% необходимого. Из девяти южных регионов свои обязательства полностью выполнили лишь незначительно пострадавшие на общем фоне Карачаево-Черкесия и Северная Осетия. Сильно отстают от графика Чечня и Краснодарский край, где только треть жителей отметили новоселье, а остальным, по всей вероятности, придется ожидать его еще очень долго. Объясняя свою нерасторопность в решении жилищного вопроса, местные власти, как правило, обвиняют кого угодно - начиная от Госстроя и заканчивая простыми людьми. К примеру, на Ставрополье, крае, наиболее сильно пострадавшем от наводнения, вину в затягивании процесса возлагают на самих пострадавших, которых чуть ли не силой приходится отлавливать, чтобы вручить им жилищные сертификаты. Приводятся данные, свидетельствующие о том, что около трехсот человек, имеющих право на получение нового жилья взамен разрушенного, находятся в розыске у представителей местных администраций.
Как подчеркивают в краевом правительстве, низкая активность пострадавших проявляется еще и в том, что многие из них никак не могут определиться с приемлемым вариантом жилья, другие же реально имеют крышу над головой, но, обладая правом на получение нового жилья, пытаются найти что-то более выгодное.
Что касается претензий к Госстрою, касающихся далекой от совершенства системы поступления федеральных средств, то она действительно крайне усложнена. Изначально был задействован крайне неудобный механизм, когда заказчиками на строительство жилья выступали сами пострадавшие, даже не имеющие понятия о том, как грамотно оформить документы, заключать договора и финансировать стройку со своих закрытых счетов. В результате, несмотря на то что необходимые средства перечислены из Центра, их получение упирается в качество подготовленных на местах документов, которые изобилуют описками и неточностями.
Впрочем, сегодня многие специалисты склонны подходить к проблеме с другой стороны: давно пора перенимать опыт Запада, где все расходы за утраченное жилье ложатся на страховые компании, а страхование своего дома взято за правило каждым гражданином. У нас же, когда вода ушла, оставив массу разрушений, выяснилось что ни один из более чем 40 тысяч пострадавших домов не был застрахован.
Но пока о поголовном страховании остается только мечтать, все расходы вынуждено оплачивать государство, которое до этого еще никогда не выделяло помощи людям, пострадавшим от стихийных бедствий, в таком огромном объеме, как сейчас (на ликвидацию последствий стихии пострадавшим регионам Юга России теперь полагается 6 млрд. руб., а не 3, как планировалось ранее).
Похоже, еще рано подводить итоги беспрецедентной по своим масштабам восстановительной кампании. Однако уже сейчас можно сказать, что она сопровождалась крайне низкой активностью местных властей в стремлении обеспечить пострадавших новым жильем.