Скоро древний и красивейший волжский город Ярославль будет праздновать свое тысячелетие. Предки заботились о том, чтобы потомки добрым словом вспоминали их труды. Город в своей центральной части, даже несмотря на уничтожение многих православных храмов большевиками, сумел сохранить колорит и уникальность дореволюционной застройки. Однако нынешний дикий российский капитализм губит старый Ярославль.
Толстосумы при помощи строительных предприятий, близких к городской администрации, застраивают все свободные места в кварталах исторического центра. Старожилов Волжской набережной и уютных старых дворов лишают последнего жизненного пространства, дети остаются без игровых площадок. Историческая застройка, определяющая облик Ярославля, заглушается совершенно не гармонирующими с ней, безвкусными, а порой просто уродливыми, но кичливыми особняками за железными заборами.
Протесты старожилов игнорируются: ведь состоятельные ярославцы платят за так называемое элитное жилье в центре втридорога. При этом в мэрии заявляют, что свободных участков для строительства в историческом центре нет. Однако для небольшого круга "особо приближенных" строительных компаний в нужное время и в нужном месте всегда находится свободный участок. Многие хотели бы на нем что-то построить, но получали в мэрии отказ. А в один прекрасный день они видят забор на приглянувшемся месте. Говорят, что у одного из городских чиновников даже есть некая карта Ярославля, где уже все расписано - кому и какая земля обещана или уже фактически продана.
Монополистов по застройке исторического центра Ярославля можно пересчитать по пальцам. Это муниципальные предприятия "Домостроительный комбинат" и "Горстройзаказчик", частные фирмы ООО "Ярославская жилищно-строительная компания", ЖСК "Республиканский", ЖСК "Строим дом", ООО "Большие соли", ЖСК "Единство". Активно участвует в большинстве проектов и управление организации строительства мэрии Ярославля.
Ситуация осложняется тем, что до сих пор в Ярославле отсутствует современный генеральный план города. В результате застройка ведется хаотично, по усмотрению чиновников. Захочет мэрия отдать инвесторам ценный квартал с архитектурным обликом XIX века, значит, будет квартал "украшен" элитным жилым домом. Всяческие протесты Общества охраны памятников (ВООПИК), местных жителей и даже настоятельные просьбы областного комитета по архитектуре и градостроительству не в счет.
- Проектная документация практически отсутствует, и это дает возможность главному архитектору вырывать из исторической ткани города целые куски, сажать заплаты в виде современных архитектурных "шедевров", - говорит председатель городского отделения ВООПИК Дмитрий Болотцев. - А какие безобразия творятся во внутриквартальной застройке! Тут, смею заверить, двух мнений быть не может: идет массированное разрушение традиционного образа жизни, уничтожение двора как явления социального. И все это в угоду голой прибыли и денежным мешкам.
Сейчас идет тяжба вокруг квартала # 20 в заповедной части Ярославля, где любое новое строительство запрещено, за исключением компенсационного в результате реконструкции квартала. Изначально мэрия города договорилась с "близким" ПМК Облпотребсоюза о строительстве здесь одного 18-квартирного жилого дома. Несмотря на запреты, городскому управлению архитектуры удалось получить согласование эскизного проекта в Министерстве культуры РФ.
Однако у ПМК Облпотребсоюза сменилось руководство, и новые руководители сами пришли к выводу, что размещение в заповедном квартале одного 18-квартирного дома является "неэффективным и категорически вредным для города. Считаем, что при грамотном планировочном решении выход нового жилого фонда в квартале может быть больше по крайней мере в 3-4 раза". Эксперты посчитали, что при комплексной реконструкции квартала в нем можно поставить не один дом на 18 квартир (прибыль застройщика - около 2 млн. долл.), а несколько на 120 квартир (прибыль - до 20 млн. долл.).
Но в мэрии Ярославля действуют по другому принципу - лучше отдать землю "своим", которые построят один дом вместо пяти, но будут продавать квартиры в нем втридорога. Прежний генеральный директор ПМК Облпотребсоюза ушел в новую фирму ООО "Три Е", и немедленно договор о совместных работах по строительству дома с ПМК был мэрией расторгнут и тут же заключен с "Три Е". Теперь в ПМК думают, не подать ли на городские власти в суд с требованием возместить уже произведенные затраты и оспорить законность расторжения соглашений.
Прибыли у застройщиков центра города, по оценкам экспертов, составляют от 100% и выше, иногда доходя до 500. Поэтому цены на элитное жилье в центре Ярославля сегодня зашкаливают за 800 долл. за кв. м и вполне сравнимы с Москвой и Санкт-Петербургом. Средняя же цена одного квадратного метра жилья в Ярославле - 12 тыс. руб., что также намного выше, чем в соседних регионах. Темпы строительства жилья в области упали ниже некуда - с 1991 по 2000 год ввод жилья сократился в 5 раз, тогда как по России в целом - только в 2 раза.
Строительство жилья в центре Ярославля - четко отлаженный механизм, в который вряд ли может попасть кто-то со стороны.
- Ситуация, когда у нас нет нового генплана и плана застройки кварталов, позволяет вытягивать у людей взятки, - уверен лидер фракции СПС в Госдуме Ярославской области юрист Олег Виноградов. - Прежде всего есть официальные взятки. Деньги, которые платят предприниматели, идут не в карман конкретного чиновника, а в кассу каждого ведомства. Пожарные, СЭС, экология... Один раз я решил сам согласовать проект и прошел все инстанции. В одной говорят: "Надо заплатить 500 рублей". - "А за что? Покажите документ, где это написано". - "Ну тогда не надо". Другое дело, когда чиновники берут деньги себе в карман. Я сам адвокат и не буду говорить, что данный чиновник - взяточник, если я не могу этого доказать. Но я говорил с большим количеством строителей, которые знают, что без взятки в Ярославле ничего не построишь.
Минувшим летом по городу прокатилась серия публичных скандалов, связанных с желанием богатых ярославцев застроить дворы заповедного квартала на Волжской набережной. Два главных врача (!) городских больниц Александр Дегтярев и Юрий Матвеев давно собирались построить дом с гаражами с видом на великую русскую реку, хотя сами уже имеют неплохую жилплощадь в центре Ярославля. Местных жителей фактически поставили перед фактом, что в их дворе вместо сквера, гаражей и сараев появится новый дом с подземными гаражами. Потом выяснилось, что городские власти "благословили" появление рядом еще нескольких элитных домов.
А двухэтажный флигель усадьбы Куракина постройки 1867 года, вновь выявленный памятник истории и культуры, вообще ради новостройки главных врачей поначалу решили снести - из самых благих намерений: новостойка-де заслонит флигелю солнце. Интересно, что после протестов жильцов дома, после хождения в мэрию та же самая санэпидстанция, которая сначала утверждала, что новый дом лишит солнечного света жителей флигеля, заново "проработала вопрос" и выдала прямо противоположное заключение, на основании которого старый дом решили не сносить.
При проектировании новых домов не было даже попыток получить согласие жителей старого квартала, хотя этого требует Градостроительный кодекс РФ. Люди были шокированы тем, как мэрия Ярославля и заинтересованные главные врачи хотят обойти запрет на новое строительство в заповедной части города: оказывается, в архивах обнаружили, что когда-то, в XIX веке, в этом дворе были постройки, поэтому сейчас на их месте можно возвести элитный дом "в качестве компенсационного строительства". Одна коренная жительница, услышав это объяснение на встрече с чиновниками мэрии и застройщиками, не сдержалась: "Вы, может быть, еще XV век поднимете?"
Депутаты областной Госдумы Олег Виноградов и Вячеслав Блатов разработали проект местного закона "О градостроительной деятельности на территории Ярославской области". Он устанавливает четкую процедуру согласования нового строительства с местными жителями, обязывает мэрию иметь генеральный план и проекты застройки кварталов, вводит ограничение на размещение новостроек ближе 100 метров от старых зданий.
Законопроект этот недавно внесен в Думу и судьба его пока неясна. Если областные законодатели не поторопятся упорядочить застройку, а мэрия не прислушается к протестам жителей и историков, то спасать старый центр Ярославля может быть поздно.