Недавно руководитель департамента науки и образования администрации Самарской области профессор Ефим Коган провел совещание с ректорами вузов и директорами средних специальных учебных заведений, из стен которых выходят будущие школьные учителя. На нем обсуждались проблемы подготовки педагогических кадров.
Так, по словам профессора Когана, в области резко уменьшился процент выпускников высших и средних специальных педагогических учебных заведений, которые после получения диплома идут работать по специальности. В 2002 г. из 1083 человек, окончивших Самарский государственный педагогический университет, в общеобразовательные школы пришли работать только 242 выпускника (22,3%). Из Тольяттинского педагогического университета - 17,7%, из Самарского государственного университета - всего лишь 6,2%. В школах сегодня не хватает 1089 учителей.
"Мы должны количественно и качественно изменить структуру приема абитуриентов уже к следующему году, - заявил Ефим Коган. - Все профессиональные учреждения подходят к приему недальновидно, с точки зрения сегодняшнего дня. К чему это приводит? В этом году "потерянными" для профобразования оказались 20 тысяч самарских школьников".
В результате демографического кризиса число учащихся в самарских школах неуклонно уменьшается. Многие средние учебные заведения закрываются или перепрофилируются. Каждый год набирается все меньше первых классов. В связи с этим растет число освобождаемых от работы учителей начальной школы. В таких условиях в областном департаменте науки и образования считают необходимым готовить и выпускать так называемых "интегрированных" специалистов. По словам Ефима Когана, вскоре в самарских школах может появиться единый учитель искусств вместо преподавателей музыки, рисования, танцев, мировой художественной культуры, единый учитель точных наук, который будет обучать математике, физике, астрономии и черчению до девятого класса. Это решение вызвано еще и рекомендацией Министерства образования начинать сокращение в школах учителей-предметников.
Кроме того, в области в соответствии с требованиями правительства готовятся с 1 сентября 2003 г. ввести в общеобразовательных школах изучение иностранных языков со второго класса. В связи с этим руководитель департамента поставил задачу срочно готовить учителей начальных классов со специализацией "иностранный язык". А так как учителей начальных классов нужно сокращать, поскольку в области их явный избыток, внесено предложение дополнительно готовить для преподавания иностранных языков уже работающих педагогов, ввести в самарских вузах подготовку по специальности "учитель начальной школы с правом преподавания иностранных языков", а в школах - новую штатную должность учителя иностранных языков с первого по девятый класс. Планируется сокращение дневных отделений педвузов и расширение заочной формы обучения для переподготовки школьных учителей, уже получивших среднее специальное образование.
Самара