В январе нынешнего года в Нижнем Новгороде впервые в российской истории начал действовать муниципальный отряд по прохождению альтернативной гражданской службы (АГС). Два десятка юношей, желая исполнить свой конституционный долг перед Родиной без оружия в руках, приступили к работе санитарами в Первой градской больнице.
В отсутствие федерального закона об АГС тогдашний мэр Нижнего Новгорода Юрий Лебедев издал распоряжение о проведении эксперимента по альтернативной службе, право на которую записано в Конституции РФ. Но не прошло и двух месяцев, как это решение было отменено областным судом как незаконное. Началась долгая череда судебных разбирательств между различными властными инстанциями. Только ни в чем не повинные ребята из муниципального отряда продолжали выполнять свой конституционный долг в Первой градской больнице.
Часть из них продолжает это делать до сих пор, несмотря на угрозы со стороны военных и регулярно приходящие повестки о призыве в армию. Например, альтернативщик Евгений Дерявый обратился с иском в Нижегородский районный суд с жалобой на Автозаводский райвоенкомат, где, кажется, спят и видят, как бы призвать непокорных бойцов расформированного муниципального отряда в ряды Вооруженных сил.
В ходе нижегородского эксперимента, о котором "НГ" писала не раз, разные политики и чиновники решали разные задачи. Бывший мэр Юрий Лебедев, вводя "альтернативку", был не прочь поднять собственный рейтинг перед сентябрьскими выборами мэра. "Союз правых сил" во главе с Борисом Немцовым пытался через нижегородскую инициативу ускорить введение федерального закона об АГС и подстегнуть переход российской армии на профессиональную основу. Федеральная власть в лице Министерства обороны и представительства президента в Приволжском федеральном округе, напротив, пресекали на корню нижегородскую пиар-акцию правых. Дошло до того, что по нижегородскому эксперименту счел нужным высказаться лично президент РФ, обвинивший мэра Нижнего Новгорода в популизме.
Интересно, что вновь избранный глава города Вадим Булавинов, ставший градоначальником при максимальной поддержке федерального Центра, полагает, что нижегородские альтернативщики стали заложниками политических игр, и направил министру обороны РФ Сергею Иванову письмо, в котором просит либо разрешить ребятам продолжить работу в муниципальном отряде до конца прохождения альтернативной гражданской службы, либо зачесть им уже отработанный в Первой градской больнице срок в качестве законной АГС (федеральный закон разрешает "альтернативку" только с 2004 года). Фракция СПС в Государственной Думе добивается поправок к закону об АГС, которые бы позволили нижегородский эксперимент считать законным. Интересно, что полпред президента в ПФО Сергей Кириенко, который целый год выступал против инициативы мэра Нижнего, сегодня поддерживает и правых, и Булавинова. По крайней мере текст письма на имя министра обороны РФ был согласован с ним лично. Во всяком случае, несмотря на относительный неуспех, нижегородский эксперимент оказал свое влияние на развитие военной реформы в стране.
Другое дело, что в Нижегородском областном военкомате после всего случившегося считают делом чести призвать членов муниципального отряда по АГС на действительную военную службу. Например, туда, где ношение оружия вроде бы необязательно - в железнодорожные войска и войска МЧС. А тем временем восемь альтернативщиков из расформированного муниципального отряда продолжают службу в Первой градской больнице Нижнего Новгорода.
Нижний Новгород