Губернатор Эдуард Россель объявил кампанию по ликвидации в Свердловской области ветхого и аварийного жилья. Поскольку в бюджете средств на это нет, глава региона предложил промышленным предприятиям уплатить своеобразный "нравственный налог", то есть добровольно перечислить в специальный фонд энную сумму.
Обосновывая свое предложение, губернатор выразился предельно откровенно:
- Правительство Свердловской области сделало все для того, чтобы предприятия встали на ноги. Чего мы только не предпринимали, чтобы спасти их: и льготные железнодорожные и энергетические тарифы предоставляли, и от налогов в областной бюджет освобождали. Мы спасли заводы - они работают сегодня хорошо. Я полагаю, что теперь настало время отдавать долги.
Естественно, производственники оказались не в восторге от инициативы губернатора. Руководитель Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын подсчитал, что содержание социальной сферы УГМК обходится в полмиллиарда рублей ежегодно. Большие расходы несут и другие крупные предприятия. По прогнозам министра экономики и труда Свердловской области Галины Ковалевой, в 2003 г. на содержание социальной сферы промышленными предприятиями может быть истрачено около 3,5 млрд. руб. - это примерно 10% консолидированного бюджета.
С подачи собственников крупных предприятий в областную Думу было внесено предложение снизить налог на прибыль тем заводам, которые несут бремя расходов на социальную сферу. Депутаты были не против. Как заявил заместитель председателя комитета по бюджету Илья Борзенков, "деньги предприятий, по сути, идут на выполнение государственных и муниципальных функций. Государство же не предпринимает адекватных мер, чтобы избавить предприятия от этой непосильной ноши. В итоге конкурентоспособность уральской экономики может быть утеряна, если делать вид, что этой проблемы не существует. При этом получается, что предприятия не имеют права просить о том, чтобы государство помогло им в содержании социальной сферы. Самое разумное, что может областная власть, - это предоставить предприятиям, выполняющим, по сути, государственные функции, льготы по налогу на прибыль".
Областное правительство не возражало против такой постановки вопроса, но в обсуждении размеров льгот стороны долгое время не могли прийти к согласию. Промышленники предложили снизить ставку налога на прибыль на 10%, что не устроило правительство: бюджет недополучил бы, по предварительным прикидкам, 1,5 млрд. руб. в год. Заместитель председателя комитета по промышленной политике Владимир Крицкий возражал: "По расчетам областных властей, льготами смогут воспользоваться 74% предприятий. Но это фикция. На самом деле максимум 25%. Кроме того, чтобы получить льготы, предприятия должны будут показать всю прибыль. И создается впечатление, что с принятием этого закона доходы областного бюджета не только выпадут, но и увеличатся".
В итоге сошлись на 4%. Как пояснил г-н Борзенков: "Если мы предоставим предприятиям, которые тратят 10% прибыли на содержание социальной сферы, льготу в 4%, то есть субсидируем 40% содержания социальной сферы, это будет честно, разумно и абсолютно законно. Ведь если предприятия бросят содержание объектов соцсферы, все эти затраты лягут на муниципалитеты, и тогда придется компенсировать не 40%, а все 100% расходов".
Между тем губернатор не намерен останавливаться на достигнутом. По его мнению, область, опираясь на финансовую базу состоявшихся предприятий, должна не только снести бараки, но и решить проблемы, имеющиеся в здравоохранении, образовании и т.д. "Посмотрим, - сказал он, - как льгота будет работать в 2003 году, проанализируем результаты и выскажем свое мнение более решительно. Мы отдали предприятия Свердловской области в частные руки не для личной наживы┘"
Екатеринбург