"Демарш администрации Чечни", "презрение всех национальных традиций и обычаев", "игнорирование предыдущих договоренностей", "открытый вызов" - такие слова подобрал депутат Госдумы РФ от ЧР Асламбек Аслаханов, характеризуя инициативу заместителя главы администрации Чечни Тауса Джабраилова, который заявил о намерении провести 11 декабря в Грозном съезд народов республики. То есть на пять дней раньше съезда с аналогичным названием, который готовится провести Аслаханов.
Первым делом администрация Чечни собрала 22 тысячи подписей жителей республики под обращением к президенту РФ с призывом содействовать проведению съезда 11 декабря. В этом документе отмечается, что некоторые российские политики и представители чеченской диаспоры в Москве пытаются "посеять семена раздора" среди чеченского народа, намереваясь 16 декабря провести в Москве съезд народов Чечни. Эти политики, утверждают подписанты, ни в чем не нуждаются и мало заботятся о своем народе. Как известно, примерно в том же духе высказывался и глава администрации Чечни Ахмат Кадыров.
На первый взгляд может показаться, что между ведущими чеченскими политиками возник грандиозный конфликт, но не стоит преувеличивать накал страстей. Естественно, Ахмат Кадыров, являясь официальным чеченским руководителем, не мог не отреагировать крайне отрицательно на намерение Асламбека Аслаханова провести "съезд народов Чечни". Но депутат Госдумы РФ от Чечни мог бы и не раздражать главу администрации, если бы называл вещи своими именами. А именно - говорил бы не за весь чеченский народ, а только за свою организацию - Союз народов Чечни. Форум в Грозном 11 декабря также не может претендовать на представление всего чеченского народа. Наконец, ни одно мероприятие не будет иметь никаких практических результатов, кроме резолюций, обращений и т.д. И уж точно оба форума не будут иметь отношения к формированию властных структур, а ведь именно в намерении побороться за власть чеченские политики очень часто подозревают друг друга.
Таким образом, оба съезда являются, в общем-то, мероприятиями "дружественных организаций", и им впору обмениваться приветственными посланиями. Хотя недовольство Аслаханова можно понять - съезд в Грозном готовился втайне от него и призван был стать "сюрпризом" для депутата.
Наконец, все эти издержки стали результатом возросшей активности чеченских политиков после встречи с Владимиром Путиным 10 ноября, на которой, кстати, присутствовали и Кадыров, и Аслаханов и на которой было подтверждено намерение Москвы провести в Чечне референдум о Конституции. Поэтому 300 человек в Грозном и 900 человек в Москве на своих съездах будут обсуждать одни и те же проблемы - как урегулировать кризис в Чечне вообще и подготовиться к референдуму в частности. Естественно, ни на одном из них не будет обсуждаться проблема переговоров с Асланом Масхадовым, точнее, она не будет отражена в итоговых документах - слишком велик риск навлечь на себя гнев Москвы, обрушившийся недавно на "всемирный чеченский конгресс" в Дании. А потому исчезнет и еще один повод для конфликта - признание Кремлем "легитимности" какого-то одного съезда. По всей видимости, российское руководство одобрит оба мероприятия как "собрания граждан, болеющих за судьбу своей республики".
И если конфликт вокруг съездов носит скорее надуманный характер, то более серьезной проблемой для всего чеченского народа является расхищение средств, направленных на восстановление нормальной жизни этого самого народа. Вчера директор ФСБ Николай Патрушев заявил, что в ходе проверки, осуществленной ФСБ совместно со Счетной палатой на территории Чечни, было выявлено нецелевое использование средств, направляемых на восстановительные работы в социальной сфере, на сумму более 700 млн. рублей.