После терактов в США 11 сентября прошлого года многие думали, что действия России в Чечне, коль скоро они объявлены Москвой борьбой с международным терроризмом, только ужесточатся. И ошиблись. Конечно, ослабления силовой составляющей не произошло и никакого "закручивания гаек" тоже не было. Владимир Путин вопреки ожиданиям резких действий с его стороны выступил с известной инициативой от 24 сентября. В отсутствие четких планов урегулирования призыв к разоружению и включению в мирную жизнь, сразу же воспринятый многими как предложение о переговорах, и стал той самой политической мерой. Разоружаться в Чечне никто не захотел, вступать в переговоры в Москве никто не собирался.
После октябрьского теракта в Москве многие опасались, что теперь-то уж точно военные возьмутся за Чечню с новой силой. И, к сожалению, не ошиблись. Министр обороны Сергей Иванов из Хабаровска дал отмашку, и "точечность" спецопераций в Чечне военными "ювелирами" распространилась на целые селения. Ни указ главы администрации Чечни Ахмата Кадырова, предусматривающий гражданский контроль за проведением "зачисток" и подписанный, кстати, в дни "Норд-Оста", ни возмущение действиями военных со стороны глав местных администраций, дружно осудивших террористов в Москве и собравших на митингах тысячи жителей республики, не остановили разогнавшийся каток "спецопераций". Дело дошло до того, что в Чечне "точечно" взрывались целые многоэтажные дома.
И что же в итоге? В Чечне по-прежнему сбивают вертолеты, расстреливают целые семьи - русские и чеченские, убивают духовных лидеров. Более того, возобновились похищения людей - недолгий плен сотрудников "Красного Креста" можно считать пробой сил. То есть усиление "антитеррора" привело к эскалации террора. Более того, на соседнюю Ингушетию медленно, но неумолимо распространяются все признаки "контртеррористической операции" - подрывы фугасов, убийства милиционеров, зачистки и "нейтрализация" банд боевиков. Не в силах больше терпеть, высшие чеченские чиновники призвали президента РФ пресечь произвол со стороны силовиков.
Сложилась парадоксальная, но вполне объяснимая ситуация. Год назад, когда активизация действий против боевиков была бы вполне понятна, а кроме "разоружения" Москва не могла ничего предложить для политического урегулирования, военные проводили "плановые мероприятия". Сейчас, когда месть всем чеченцам за "Норд-Ост" была бы самой роковой ошибкой, а в политическом урегулировании появились проблески пусть и имеющих непредсказуемые результаты, но четких и последовательных шагов - съезд народов Чечни, создание в республике гражданского форума, разработка договора об общественном согласии и подготовка к референдуму, - силовики "адресно" навалились на жителей республики. При этом сейчас даже не идет речи о том, что их "предадут", - о переговорах с лидерами сепаратистов уже не говорят даже некоторые их прежние сторонники. Пресловутая "партия войны" - явно не сказочный Бармалей.