Аэропорт "Туношна", что под Ярославлем, находится под пристальным вниманием местного "Белого дома". Несмотря на сопротивление оппозиционных депутатов из Госдумы области, сотни миллионов рублей из региональной казны щедро даруются на реконструкцию и покупку новейшего оборудования для "Туношны". Чуть ли не каждый прилет какого-нибудь самолета выставляется администрацией области на щит: смотрите, и у нас есть рейсы, с нами хотят сотрудничать.
Аэропорт имеет статус международного. Он уже в состоянии принимать15-17 самолетов Ил-76 и ТУ-154 ежесуточно, получая и отправляя 150 тонн грузов. Здесь оборудован современный топливно-заправочный комплекс для дозаправки самолетов. Ярославские чиновники таят надежду, что их детище будет перевозить пассажиров и грузы не только собственного региона, но и соседних Вологодской, Костромской, Ивановской и Тверской областей, чьи попытки возродить свои аэропорты считаются бесполезными. "С точки зрения государственности не должно быть в Иванове - свой аэропорт, в Ярославле - еще один, в Костроме - другой. Наверное, по-государственному должны деньги вкладываться. Есть у нас аэропорт, который отвечает международным стандартам, ну и пускай ивановцы, костромичи и волгожане пользуются", - заявил корреспонденту "НГ" заместитель ярославского губернатора Александр Федоров.
Не так давно в Ярославле побывал министр транспорта Сергей Франк. К приезду высокого гостя было подготовлено торжественное открытие второй очереди пункта пропуска через государственную границу России. Перерезание ленточки под радостные восклицания, осмотр новостройки - все как в документальных фильмах о визитах членов политбюро на новые стройки социализма. Действительно, пограничный пост сделан по самым современным стандартам, имеет все средства связи - от АТС до оптико-волоконной линии. Существующий склад способен принять в сутки грузы двух самолетов Ил-76.
Но пока реальность далека от возможностей. С нового года здесь обработано только 800 грузовых таможенных деклараций, из которых 98% составляют импортные грузы. Но это в большинстве своем растаможка грузовиков. Пока основным воздушным грузом, который проходит через государственную границу в "Туношне", являются цыплята из Венгрии. Большая часть самолетов останавливается в ярославском аэропорту только на дозаправку, а разгружается в других аэропортах.
Слабое звено в "Туношне" нашел министр транспорта Сергей Франк, заявив корреспонденту "НГ", что "уровень таможенного сервиса здесь будет ключевым элементом для клиентов". А в ярославском аэропорту пока работа таможни оставляет желать лучшего. Численность таможенного поста очень мала, да и особого желания заниматься растаможкой грузовых самолетов местные зеленые мундиры не испытывают. Начальник ярославской таможни Александр Лобанов уже четыре месяца собирается уйти на пенсию, но до сих пор не оставил свои дела. Министр транспорта был категоричен: "Если будут внедряться современные способы таможенной обработки грузов, безбумажные технологии и скорость работы будет высокая, то все пойдет хорошо. Если таможенные технологии будут отставать, грузопотоки уйдут туда, где они будут развиваться быстрее".
А там, глядишь, и сотни миллионов рублей, вложенные в аэропорт "Туношна" из областного бюджета, окажутся просто пущенными на ветер, а предприятие останется убыточным. Интересно, как будут оправдываться чиновники перед принятием очередного бюджета, где на аэропорт опять будут заложены десятки миллионов? Местные коммунисты уже давно утверждают, что "Туношна" является дорогой игрушкой для представителей элиты.
Ярославль