Неудачей закончилась попытка свердловского областного правительства пополнить территориальный дорожный фонд: депутаты отказались увеличивать в десятки раз ставки налога на владельцев транспортных средств.
На столь радикальный шаг областное правительство пошло по причине резкого "усыхания" дорожного фонда, которое произойдет в 2003 году. Как известно, с отменой оборотного налога на пользователей автодорог в распоряжении региональных властей осталась лишь часть проблемного налога на прибыль, федеральная доля земельного налога да пресловутый транспортный налог, который в 2001 году дал области всего 200 млн. рублей из 4 млрд. В итоге, как подсчитали свердловские дорожники, собственных средств в будущем году удастся наскрести едва ли 2 млрд. руб. Этих денег еле-еле хватит на содержание 12 тыс. километров имеющихся в области автодорог - о строительстве новых придется забыть.
Правительство пошло на непопулярные меры, запланировав в 2003 году получить от транспортного налога 1,2 млрд. руб., для чего планировалось обязать владельца "Жигулей" выкладывать почти 2 тыс. руб., а владельца "крутого" джипа - более тысячи долларов.
Депутаты вначале пошли навстречу исполнительной ветви власти и приняли в первом чтении законопроект с новыми ставками. Но затем их сумели убедить, что ничего хорошего из затеи не получится: автовладельцы (особенно это касается грузового транспорта) перерегистрируют транспорт в соседних областях, где ставки соответствуют общероссийскому стандарту. По решению депутатов коэффициенты были резко снижены, в результате чего вместо 1,2 млрд. руб. территориальный дорожный фонд получит от этого налога лишь 500 млн.
Не получила поддержки и другая инициатива правительства: осуществлять платежи авансом (1/4 суммы налога, исчисляемого по налоговой декларации за предыдущий период). Депутаты сочли это вмешательством в прерогативу федерального законодателя, который, к сожалению, не прописал процедуру осуществления платежей налогов в дорожный фонд. Желание правительства получать платежи 15 апреля, 15 июля и 15 октября осталось нереализованным: депутаты направили лишь просьбу коллегам из Государственной Думы расписать порядок уплаты транспортного налога. Пока же поступление дорожных денег 2003 года ожидается не раньше весны 2004-го.
Впрочем, по словам заместителя председателя правительства Свердловской области Виктора Штагера, выход все равно будет найден: раз не удалось пополнить фонд за счет граждан, бремя по содержанию дорог переложат на производственные предприятия. Как пояснил вице-премьер, власти железной рукой теперь будут взыскивать недоимку в дорожный фонд, которая в области составляет чуть ли не 2 млрд. руб.
Екатеринбург