Новый Саратовский международный аэропорт предполагается построить на базе военного аэродрома в Энгельсе, где базируется дивизия стратегических бомбардировщиков. Предположительная стоимость строительства - 100 млн. евро. Официального согласия федерального правительства на такое "совмещение" еще нет, но распоряжение губернатора Дмитрия Аяцкова о создании дирекции для разработки мероприятий по переносу уже есть. О намерении участвовать в строительстве заявили немецкие бизнесмены из официальной делегации земли Тюрингия во время визита в Саратовскую область. Фирма, представители которой поставили свои подписи под предварительными договоренностями, специализируется на строительстве дорог и взлетных полос. Детали договора пока держатся в секрете, но Аяцков сказал на пресс-конференции, что ждет от немцев не рабочих рук, а технологий и денег. В обмен саратовцы пообещали поделиться с немцами будущей собственностью.
Действующий аэропорт в Саратове построен в тридцатые годы, давно соседствует с жилыми кварталами, и его, по всем нормам и правилам, пора убирать из черты города. Но двигателем идеи переноса аэропорта, кроме социальной предпосылки, стали амбиции. Задумав сделать Саратов важным транспортном узлом, губернатор Аяцков положил немало сил на строительство современного автодорожного моста через Волгу, но привлекательность воздушных ворот города оставалась низкой: реконструкции на прежнем месте аэрохозяйство не подлежало. Много лет обсуждались разные проекты: строительство нового аэропорта вдали от города, удлинения взлетно-посадочной полосы Саратовского авиазавода.
Использование военного аэродрома поначалу казалось экзотикой не меньшей, чем предложение разместить международный аэропорт на одном из волжских островов. Но после многочисленных переговоров с заинтересованными министерствами и ведомствами выяснилось, что ничего невозможного нет. Если не помешают случайности, постановление правительства РФ о новой стройке федерального значения появится в ближайшее время. И через два-три года Саратов сможет конкурировать за транзит с Самарой, через которую в последнее время идет воздушный пассажиро- и грузопоток.
Взлетно-посадочная полоса энгельсского аэродрома, которая, собственно, одна и будет в совместном пользовании военных и гражданских летчиков, уже сейчас позволяет принимать любые самолеты. Аэровокзал и прочие объекты, необходимые для обеспечения комфорта воздушных пассажиров, предстоит построить. И все они, кроме взлетной полосы, будут оформлены в частную собственность, суля владельцам не только расходы, но и прибыль. Это не раз подчеркивалось губернатором публично. Военные летчики уже тоже не прочь подсчитать свои материальные выгоды. Легче станет содержать в порядке полосу, появляется шанс обновить навигационное и другое оборудование.
А территорию старого аэропорта в Саратове отдадут под жилую застройку. За возможность начать строительство на возвышенном месте, откуда открывается панорамный вид города, видимо, захотят поспорить многие строительные фирмы.
Саратов