Еще недавно в Удмуртской Республике состояние топливно-энергетического комплекса в целом можно было назвать благополучным. Износ основных фондов составил 54%, веерных и прочих замысловатых отключений не наблюдалось. Исключение - Сарапул, где отопительные батареи в домах можно смело назвать "охладительными". Но после весенних выборов правительство региона дало новому градоначальнику карт-бланш: оплатило из республиканской казны задолженность перед энергетиками, и сарапульцы стали стабильно обогреваемыми и освещаемыми налогоплательщиками.
Однако скоро целый район - Каракулинский - остался без тепла. Причина - остановка работы ОАО "Белкамнефть", которое обеспечивало попутным газом котельные, отапливающие около 70 тыс. кв. метров жилья, детских садов, школ, больниц. Глава районной администрации Леонид Кондаков готов объявить чрезвычайное положение. Наблюдатели считают, что остановка предприятия стала результатом борьбы за удмуртскую нефть между федеральным Министерством природных ресурсов (и стоящими за ним какими-то претендентами) и республиканскими властями. Президент Удмуртии Александр Волков открыто заявил, что "кто-то хочет прибрать к рукам "Белкамнефть".
Но в целом, по мнению местного министра топлива, энергетики и связи Виктора Преснухина, отопительный сезон в республике пройдет нормально. Все оборудование готово, топливо запасено. Правда, пока выделены не все лимиты по газу, но они защищены и поступление ожидается в конце ноября или начале декабря, как обычно.
В нефтедобывающем регионе, где нефть дает 40% консолидированного бюджета, проблем с углеводородным топливом не должно быть, тем более что здесь используется и попутный газ. К сожалению, нерешенность в масштабах всей страны вопросов, связанных с недропользованием, привела к падению добычи удмуртской нефти. У нефтяных регионов должно быть право "второго ключа" на недра, считают руководители республики.
Но кроме традиционных газа, нефти, мазута и каменного угля в Удмуртии выходят на другие варианты. Подготовлена концепция развития ТЭКа до 2010 года. Ее реализация позволит снизить энергоемкость валового регионального продукта по отношению к 2000 году на 33%. Концепцию рассматривали в аппарате президента России и внесли свои предложения.
При ее подготовке рассматривались все возможности получения электроэнергии, в том числе и редкие. От использования силы ветра и солнечной радиации пришлось отказаться - климат не тот. Главный упор сделан на теплогенерацию, строительство мини-ГЭС на малых реках, мини-ТЭЦ, а также ресурсосбережение. И в городах, и даже на крупных предприятиях частично предложено от больших котельных перейти на малые. Принята программа по частичному переходу с угля на торф - самое дешевое топливо. Но самое главное, считает Виктор Преснухин, он добывается в республике и все вложения в это производство попадут в экономику региона.
Одна из главных проблем удмуртской энергетики в том, что собственные мощности обеспечивают только 35% максимальной электрической нагрузки потребителей. Остальное закупается ОАО "Удмуртэнерго" на федеральном оптовом рынке. Пока это устраивает республиканское Минтопэнерго, оно даже отказалось от строительства в Ижевске ТЭЦ-3, посчитав, что город живет в нормальном энергетическом режиме. Благодаря относительно стабильному положению своей энергетики республика выбрана в качестве полигона для апробации реформы российской энергосистемы. Единственная сбытовая компания "Удмуртэнерго", 49% акций которой принадлежат РАО, а 10 - правительству Удмуртии, будет разделена на предприятия трех типов: генерирующие, сетевые и сбытовые. А конкуренция должна привести к снижению цен.
Но удмуртский министр Виктор Преснухин настроен скептически на этот счет: "О конкуренции говорят там, где есть избыток мощностей. Пока заводы не заработали в полную мощь, мы живем спокойно, а что будет потом?" Он прогнозирует повышение стоимости электроэнергии минимум в три раза. Ближайшее будущее не может радовать потребителей. Грядет поэтапное увеличение цен на производимую энергию, и к началу года рост может составить 5-7%.
Ижевск