-Виктор Иванович, прежде всего хотелось бы услышать ваше мнение о проблеме, которая остро волнует многих хабаровчан, - об усиливающейся китайской экспансии в регионе.
- Российско-китайские отношения на протяжении всего времени развивались неоднозначно, были и хорошими, и плохими. Но они наши соседи, и мы обязаны использовать эту географическую близость для обоюдной пользы. Отношения развиваются динамично, но есть ряд моментов, которые нас не могут устраивать. В вопросах большой политики беспокоит смена руководства Китая, каким политическим и экономическим курсом в дальнейшем будет развиваться этот "гигант". Президент России Владимир Путин и сами китайцы называют Китай нашим стратегическим партнером, я очень бы хотел, чтобы это было так. Есть большое желание вернуться к словам Ленина, что Китай, Индия и Россия - это блок, вторая точка опоры, которая может противостоять США. Я не призываю создавать военные блоки, но мир не может быть однополярным, должны быть противовесы.
Сегодня Дальний Восток, Хабаровский край практически вытеснены из единого экономического пространства России. Если раньше 75% выпускаемой продукции Дальний Восток поставлял на внутренний рынок страны, то сегодня - только 10%. И первая причина - высокие транспортные тарифы, большие расстояния. Сегодня мы в большей степени "развернуты" в Азиатско-Тихоокеанский регион, ведь экономический рост обуславливается спросом. Может ли Дальний Восток обеспечить себе спрос с численностью населения в 7-8 млн. человек? Естественно, нет. Китай для нас - мощный рынок сбыта. Их сегодня больше миллиарда. И если только поставлять одни палочки для еды, можно дать работу всему Хабаровскому краю.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе существуют капиталонасыщенные, технологонасыщенные развитые страны, которые ушли в отрыв, - США, Япония, к ним подтягивается Южная Корея. Есть страны, которые имеют серьезную сырьевую базу, - Австралия, Россия. А есть трудонасыщенные - Китай, КНДР. То есть имеются все условия для экономического сотрудничества на принципах международного разделения труда. Страны, имеющие капитал, но не обладающие сырьевой базой, идут к нам. Наша задача - не просто экспортировать "сырье", а развивать производства с высокой долей добавленной стоимости, увеличивать переработку, создавать рабочие места, расширять налоговую базу. Например, в лесном комплексе переработка сейчас составляет 14%, я считаю, что мы должны добиться хотя бы 30%. Зачем поставлять лес в виде сырья, если мы можем сами его перерабатывать. Нам надо заниматься технологиями, запустить целлюлозно-бумажный комбинат, заставить зарубежные компании, которые работают у нас, увеличить объем переработки древесины. То есть мы не должны быть просто сырьевым придатком. Китай в этом вопросе нам помощник.
Например, в сельском хозяйстве, в строительстве мы привлекаем китайских рабочих и специалистов, и работают они эффективно. Развивается и приобретает более цивилизованные формы торговля. Сегодня одни могут позволить себе покупать качественные, фирменные товары, а другие вынуждены приобретать одежду и обувь китайского производства из-за ее дешевизны. И мы должны каждому обеспечить возможность делать покупки по карману. Я встречался с вице-премьером Госсовета Китая господином У Бан Го, и мы говорили, в частности, о том, что торговля должна развиваться, но она должна выходить на качественно новый уровень. Так давайте в Хабаровске выделим земельный участок, построим торговый центр, гостиницу. И каждая из сторон будет следить за порядком.
Еще одна проблема - миграция. Сегодня более активно должна работать миграционная служба. Да, мы не сдаем сельскохозяйственные земли в аренду, не организуем компактные поселения, жестко контролируем численность, не даем пока вид на жительство. Но у нас каждый привлеченный иностранный работник трудится на своем месте. То есть и в этом вопросе нужен контроль. Сказать, что проблем нет, нельзя. Но эти проблемы регулируются.
- То есть панических настроений в руководстве края не наблюдается?
- Таких настроений нет. Но хотелось бы иметь более четкую позицию МИДа. Например, если мы с Китаем стратегические партнеры, то проблемы с Большим Уссурийским островом и протокой Казакевичева можно считать политическим демаршем. Претензии Китая на эти территории беспочвенны. Там нет никакой экономической подоплеки, потому что прилегающие к границе китайские территории пустые, там нет населения. Какого-то большого народно-хозяйственного значения для Китая остров не имеет, он важен только как стратегическая территория, которая выводит к Хабаровску. Какие же они стратегические партнеры, когда ведут себя так безобразно? Полностью превратили протоку Казакевичева в несудоходную. Видимо, они надеются, что острова Большой Уссурийский и Тарабаров фактически прирастут к территории Китая. Но это глупость, так как в этом случае граница будет проходить по сухопутному участку, а протоку прокопаем ниже для себя. Ведь Китаю нет необходимости проходить 100 км вокруг Хабаровска и обратно водным путем, когда по протоке расстояние всего 30 км. Здесь должна быть выдержанная и твердая позиция российской стороны. Мы предложили углублять протоку. Они отказываются, ссылаясь на отсутствие средств. Предлагаем углублять за наши деньги - тоже нельзя, так как это пограничная зона, нужно работать совместно. На входе в протоку они затопили баржу. Постоянно производятся работы, которые ведут к изменению фарватера. Порой доходит до глупостей - вывозится на лед земля, камни, которые весной оседают на дне протоки, делая ее несудоходной. Это все делается преднамеренно. Это недружеские, несоседские отношения.
Другой пример. Существовал понтонный мост, по которому было сообщение на остров. Потом пришел в негодность, его списали. В этом году мы его восстановили, но какая была негативная реакция (не официально, конечно). Мы действовали в соответствии с соглашением, в котором предусмотрен этот мост. Дали на прохождение судов целый час в дневное время, а за час там может пройти вся флотилия Китая. Так и этот график не соблюдается. Это разве порядок?
- Хабаровский край - это некий островок стабильности на российской геополитической карте в отличие, скажем, от Приморского края. У вас что, другой климат, как вам удается удерживать ситуацию под контролем?
- В Приморском крае структура экономики не самая сложная на Дальнем Востоке. Раньше государство занималось планированием. И все знали, что, например, Магадан - это добыча золота, Камчатка - это рыба, Приморье - морская держава, Амурская область - сельхозтерритория, Хабаровск - это машиностроение. И на сегодняшний день у нас в объеме валовой продукции более 40% - машиностроение. Раньше 60% оборонного потенциала Дальнего Востока приходились на Хабаровский край. И это не наша заслуга, так было спланировано. Мы методично и последовательно занимаемся структурной перестройкой экономики. У нас есть программа, которую мы приняли еще в 1994 году, есть 19 отраслевых программ, есть четкие прагматические расчеты, как экономику развернуть в нужном направлении, на чем нужно сосредоточить внимание, где поднять эффективность. Эффективность просчитывается на одного работающего, на каждое предприятие, на килограмм выпущенной продукции. Этого в России, к сожалению, не делается. Например, по объему лесозаготовок мы третьи после Иркутска и Архангельска, но по эффективности мы впереди. Потому что у нас выше цена и выше использование лесосырьевой базы.
Наша задача - направить общество, коллектив, всех жителей края на решение насущных проблем. Я рассматриваю показатели с 1998 года по России и по Дальнему Востоку. Что-то у нас получается, что-то нет, но очень хочется, чтобы результат был не хуже, чем у других. Объем валовой продукции в России за это время прирос на 14%, у нас - на 22,8%. По индексам у нас показатели повыше. Продукция сельского хозяйства у нас 130,9% (в России - 103%). По инвестициям 117% - прирост в России, в нашем крае - 195,6%. Грузооборот прирастает. Но надо учитывать, что электроэнергия у нас дороже в 2 раза, тепло - в 2,2 раза. И топливо дороже. Плюс транспортные издержки. Получается, что эффективность выше за счет того, что "задавливаем" зарплату людям. Затратная часть больше, и реальные доходы населения растут значительно хуже. В этом плане первый показатель - оборот розничной торговли. В России он составляет 107%, у нас - 97%. Поэтому люди бегут из края. За последние 10 лет Дальний Восток и Забайкалье потеряли 1 млн. 250 тыс. человек (более 12%). Нужно создать людям нормальные условия, тогда не будут уезжать. Государство должно консолидировать общество на решение проблем.
- Виктор Иванович, в последнее время среди политиков витает идея о назначении глав регионов президентом, ее поддерживают и некоторые из ваших коллег. В частности, "Независимая газета" напечатала обращение к Путину тверского губернатора по этому поводу. Каково ваше отношение к данному вопросу?
- Я считаю, что вертикаль власти должна быть. Но то, что сегодня выстраивается, это не вертикаль. Это не тот подход. Я поддерживал президента, что на каком-то этапе надо было с точки зрения наведения порядка принять ряд мер, но эти меры ушли слишком глубоко и не в ту сторону. Властные полномочия нужны для того, чтобы выполнять обязательства, на тебя возложенные. Причем обязательства и полномочия должны быть четко сбалансированы. В России этого, к сожалению, нет. Сегодня говорят, что губернаторы все под себя подмяли. Это что же получается? Если я, например, вынужден помогать прокуратуре строить здание, то я ее подмял? Нет, я выполняю функции федеральных чиновников. Делаю то, на что они не способны.
Я не против назначения глав регионов президентом. Тут возникает вопрос: как быть с республиками, с местным законодательством? Как это воспримет мировое сообщество?
- Говоря о региональных вертикалях, вы имели в виду полпредов?
- Я всегда говорил, что у нас и раньше были представители президента, и сегодня существуют. Дел хватит на всех. Если появились лишние руки, которые что-то конкретное могут сделать, то разве кто-то будет против? Надо заниматься реальным решением проблем. А насчет проверок и контроля я могу сказать, что у меня один контролер - мои избиратели, во вред которым на территории края я никогда ничего не сделаю.
Я считаю очень полезной консолидацию всех сил для решения проблем. Ассоциация Дальнего Востока и Забайкалья, которую я много лет возглавляю, была создана для того, чтобы сообща решать проблемы. 13 субъектов Федерации вместе стали работать, и это замечательно.
Мы много лет проводим международные инвестиционные форумы. Форум "Байкал" - наш прототип, но свой форум мы проводим спокойно, выдержанно, без лишней помпы и достаточно эффективно.
- А байкальцы больше пиаром занимаются?
- Мне трудно судить. Есть своего рода этика руководителей, которая не позволяет критиковать предшественников и коллег. Наша ассоциация поддерживала байкальский форум. Мы стали ежегодно проводить выставки - Дальний Восток, Япония, Китай, Корея. А уже в рамках этой деятельности существуют разные направления. Есть и туризм. Недавно прошла энергетическая конференция. Сейчас в крае идет строительство газопровода Комсомольск-Хабаровск, "Транснефть" планирует строительство нефтепровода. На юг Приморья, в Находку, "Газпром" хочет вести газопровод, вовлекая месторождения Иркутской области, Якутии, Сахалина. В крае мы планируем зимний период 2006 года начать на природном газе и в этом вопросе рассчитываем на поддержку правительства России. С американцами прорабатываем сроки поставки газа. В плане туризма у Хабаровска удачное географическое положение, здесь пересекается множество трасс. Раньше этот город был единственным открытым воздушным портом на Дальнем Востоке, здесь проходят автомобильные и железнодорожные транспортные магистрали. Мы реконструировали мост через Амур, завершили первую очередь объездной дороги "Восток", которая дальше должна выходить в порт Находка, порты Ванино и Совгавань. То есть главное - работать, а не заниматься возведением воздушных замков.
Хабаровск-Москва