Королей играет свита. В современной политической жизни роль последней исполняют средства массовой информации. В Саратовской области наиболее известные СМИ уже давно поделены между администрациями городского и областного уровня. Читать такие газеты грустно и поучительно.
"В ожидании тепла горожане, похоже, снова стали заложниками политических игр". Под такими заголовками с помощью "публицистики", "слива" и других подручных средств пресса деятельно участвует в затянувшемся процессе противостояния между администрациями Саратова и области. Фон обеспечен - начало отопительного сезона в Саратове было сорвано. Мэр Юрий Аксененко подписал распоряжение о подаче горячей воды в батареи с 15 октября, но и в начале ноября в домах, учреждениях, больницах и детсадах было нежарко. С одной стороны, город наказывают энергетики - за срыв договоренностей об уплате долгов прошлых лет, с другой стороны, областные власти желают показать, кто заказывает музыку. Есть и третья составляющая проблемы - разрушение и упадок городского хозяйства.
Впечатляющие сводки из подвалов ежедневно доносит до людей газета "Саратов-СП".
"В Доме учителя одна за другой лопались трубы. Дети в кружках занимаются в варежках". "Слесари, не получавшие зарплату 3 месяца, бастуют".
На страницах областной правительственной газеты появляется телеграмма областного Совета безопасности в адрес прокурора области с просьбой привлечь к уголовной ответственности и отстранить от выполнения служебных обязанностей мэра - за то, что своим бездействием он нарушает конституционные права граждан. Газета мэрии в ответ парирует, что "надо очень сильно не дружить с головой", чтобы "бездействием задерживать назначенное своим же постановлением начало отопительного сезона". Мэр делает все возможное - "буквально последние деньги из нищего городского бюджета для оплаты ТЭР вытряхиваются", "депутаты городской Думы готовы к тому, чтобы выразить областному правительству и областной Думе свое недоверие", и уже составлен текст обращения к федеральному правительству, в котором говорится, что город не может расплатиться за топливно-энергетические ресурсы и ему до конца года нужна финансовая помощь в размере 522 млн. руб. - иначе "возникает социальная напряженность".
Правительство РФ в начале отопительного сезона оказало области финансовую помощь на погашение долгов за ТЭР. Но в списки на получение этих 106 млн. руб. Саратов не включили. С воспитательной целью - научить внимательно обращаться с собственным бюджетом. Если урок не сработает, у областной власти наготове следующий. Недавно губернатор Дмитрий Аяцков на встрече со своими замами допустил "утечку информации", "проговорившись" о разговоре с руководителем Счетной палаты Сергеем Степашиным и о своей просьбе прислать комиссию, которая проверит "некоторые муниципальные образования".
В структуре областного правительства есть свой контролирующий орган - Главное контрольное управление (ГКУ). Его юристы при необходимости отрабатывают заказы губернатора на поиск доказательств незаконных действий чиновников. Нашлись такие компрометирующие бумаги и когда "заказали" саратовского мэра.
С апреля складываются в папочку одна к другой копии распоряжений и постановлений, в соответствии с которыми муниципальное имущество отходит родственникам мэра. Передача объектов происходит по оригинальной схеме. Сначала дочери или зять мэра выступают арендаторами объекта, а затем выкупают его по стоимости, равной двухлетней арендной плате. Такая льгота предусмотрена городским законодательством некоторым "субъектам предпринимательства, исходя из социальной значимости их деятельности".
ГКУ стало известно, что таким образом за последние 4 года одна из дочерей мэра стала владелицей магазина с подвалом на центральном пешеходном проспекте Кирова, другая - хозяйкой встроенного в дом гаража площадью около 100 кв. метров неподалеку, а зять имеет возможность торговать в двух магазинах автозапчастями. Но, если верить работникам прокуратуры, не торгует, так как передал помещения в "безвозмездное пользование" постороннему человеку и "доходов от использования не получает".
С владениями родственников мэра работники областной прокуратуры вынуждены были знакомиться с подачи руководителя ГКУ Андрея Москаленко. И отвечали ему неоднократно, что "данных, указывающих на признаки преступления", получено недостаточно, но знакомиться с материалами проверки ему не позволят, так как они "непосредственно не затрагивают ваши права и свободы, а также содержат сведения о частной жизни граждан".
Некоторые подробности, однако, заявитель нашел самостоятельно. Устраивать жизнь своей семьи Юрий Аксененко начал еще в бытность главой администрации пригородного района. По его указанию в 1995 году изъяли из фонда перераспределения земли участок в 100 гектаров и передали большую часть в собственность, а остальное - в пожизненное наследуемое владение 20-летней дочери Татьяне - "в соответствии с указом президента РФ о необходимых мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР".
На посту мэра областного центра Юрий Аксененко тоже не стесняется сопровождать официальными постановлениями и распоряжениями передвижения собственности от одного члена семьи к другому.
"Доводы об использовании должностных полномочий Юрием Аксененко при отчуждении объектов недвижимости близким родственникам не нашли подтверждения". Такими словами областная прокуратура отказала областному правительству в возбуждении уголовного дела.
В обмен на признание законности их интересов городские чиновники помогают прокуратуре: то зданием, то квартирами, то мебелью, то джипом. Все передачи материальных ценностей оформлены документально. Мэр Юрий Аксененко гордится тем, что он никогда не нарушает законов, а если ему не хватает их на федеральном и региональном уровне, он подстраховывается нормативным актом органа местного самоуправления. В настоящее время это вполне достаточная мера защиты.
Законы пишутся людьми. Реализацию их на практике ежедневно ощущают тоже люди. Получается, что нынешней осенью саратовцы мерзнут оттого, что написано очень много несовершенных законов. Одни - мешают тратить бюджетные деньги на нужды населения, другие - не дают губернатору избавиться от неугодного мэра на подконтрольной ему территории. Рукой подать до революционной ситуации в отдельно взятом регионе или городе, когда низы уже не смогут, а верхи не захотят жить по-старому.
Саратов