В историческом центре Нижнего Новгорода ветхие деревянные строения в последнее время полыхают с подозрительной методичностью на фоне элитных домов-пряников. Пожарные утверждают, что огненная вакханалия - спланированная акция. Прямых доказательств умышленных поджогов у пожарных нет, зато в изобилии - косвенные.
С начала 2002 года в Нижнем Новгороде зарегистрировано почти в два раза больше возгораний жилья, чем в прошлом году. Пожарные подозревают, что в 119 случаях имеют место поджоги. Причем не из хулиганских побуждений, а с корыстными целями.
Как сообщили "НГ" в пресс-службе Управления государственной противопожарной службы МЧС РФ по Нижегородской области, в прокуратуре ведется расследование по пяти уголовным делам, связанным с предполагаемыми поджогами. Статья 167 УК РФ карает за умышленное уничтожение или повреждение имущества граждан. Однако чем больше проходит времени, тем меньше остается шансов увидеть поджигателей на скамье подсудимых. Несколько дел уже закрыты, а остальные сами работники УГПС считают "глухарями". Причина банальна - в поджогах деревянных домов в историческом центре Нижнего Новгорода нет незаинтересованных.
Так, например, по словам заместителя начальника областной противопожарной службы Алексея Шиканова, половина предполагаемых поджигателей - застройщики, которым позарез нужна территория для строительства в историческом центре. Другая половина - сами жильцы, годами ждущие расселения из ветхого жилого фонда.
С начала года крыши над головой лишились более ста нижегородцев, и практически все они получили комфортабельное жилье от застройщиков. На месте недавних пепелищ возводятся дорогостоящие дома для элиты. Жильцы "деревяшек", в одночасье ставшие погорельцами, становятся сговорчивыми и не торгуются с застройщиками о стоимости расселения. В случае же с предполагаемыми поджогами самими жильцами ситуация еще проще - жгут, как правило, чтобы хоть когда-нибудь, куда-нибудь уехать из ненавистных "гнилушек", которые еще помнят Алешу Пешкова.
Но если бы дело ограничивалось только "гнилушками"... 3 июля 2002 года на территории Музея культуры и быта народов Поволжья загорелась церковь Покрова Богородицы. Деревянный храм XVIII века уцелел даже в первые годы Советской власти, зато в начале XXI века запылал как свечка. Несколько лет назад уникальный памятник деревянного зодчества снимал в своем "Сибирском цирюльнике" Никита Михалков, а сегодня полцеркви - в головешках. А пока на глазах у всего города полыхают памятники старины федерального значения, нижегородские пожарные демонстрируют чудеса выживаемости в тяжелейших условиях.
Почти половина спецтехники УГПС подлежит списанию, а на вооружении противопожарной охраны в огромном мегаполисе числится всего один (!) телескопический подъемник. А тут еще правительство подкинуло проблем - с 1 января 2003 года финансирование региональных УГПС постепенно передается в ведение местных властей. Как сообщил "НГ" заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области Александр Цапин, федеральный бюджет отказывается финансировать работу 240 нижегородских пожарных, что составляет 16% личного состава УГПС по Нижегородской области. Деньги на их содержание предложено поискать в собственном кармане. Областные власти поначалу поняли намек Центра в буквальном смысле и решили залезть в карман каждому нижегородцу, заговорив о целевом сборе на содержание пожарной службы. Главный нижегородский пожарный Игорь Паньшин как может открещивается от поборов с населения, несмотря на то что все последние годы пожарные получали от государства только треть необходимых средств.
На ближайшем заседании областного Законодательного собрания специально созданная рабочая группа представит свой план выхода из финансового тупика. Чтобы не парализовать работу пожарных в Нижегородской области, скорее всего введут новый налог. Распоряжение правительства РФ от 30 сентября 2002 года предусматривает поэтапную передачу функций по тушению пожаров на места, а значит, одним налогом дело не ограничится. Самое интересное, что работа инспекторов УГПС, которые нередко портят жизнь юридическим лицам самого высокого ранга, будет финансироваться федеральным бюджетом в полном объеме. А вот самим огнеборцам снова придется вести борьбу не только с огненной стихией.
Нижний Новгород