В нынешнем году участники самой крупной в России внутренней парусной регаты "Свежий ветер-2002" Ульяновск-Тольятти, побывав в Самаре, признали действующий при Самарской ГРЭС яхт-клуб лучшим на Волге и Каме. Еще недавно такой отзыв был бы вряд ли возможен - сегодня самарский парусный спорт возрождается после нескольких лет упадка. А возрождать есть что.
Столетие под парусами
Первый Самарский яхт-клуб был создан в 1908 г. В числе его основателей были такие известные в городе и губернии люди, как братья Головкины: художник Константин Павлович и купец Александр Павлович, архитектор Александр Александрович Щербачев и основатель Жигулевского пивоваренного завода Альфред фон Вакано. Сын последнего Эрих Альфредович заведовал здесь секцией лаун-тенниса - клуб хотя и был привилегированным объединением, но ставил своей задачей "вообще развитие всякого рода спорта".
В 1918 г., в разгар Гражданской войны, корреспондент журнала "Русский спорт", посетивший Самару, назвал лишь одну работавшую в городе спортивную организацию - речной яхт-клуб.
В советские времена расположенная в самом центре "главной улицы России" Самара наряду с Ленинградом была признанным центром развития парусного спорта в стране. Первыми чемпионами СССР по парусному спорту стали победители гонок на первой Всесоюзной спартакиаде 1928 г. А.Бальсевич из Кронштадта (килевые яхты) и Н.Мясников из Самары (швертботы). В начале 80-х куйбышевский парусный флот объединял более 300 яхт различного класса. Парусным спортом в области занимались более 700 человек, секции функционировали на крупных предприятиях, в высших учебных заведениях.
Хобби для топ-менеджера
После 1992 г. парусные секции и яхт-клубы стали закрываться и распадаться. Их хозяева - спортивные и профсоюзные организации, предприятия и вузы - оказались в глубоком кризисе. В результате, как признает нынешний президент городской Федерации парусного спорта Леонид Васильевич Алейников, к 1996 г. исчез весь детский парусный спорт. Прекратили свое существование парусные секции, яхты у обнищавших предприятий и вузов гнили и пропадали без должного обслуживания и ремонта, их в массовом порядке начали выкупать и "приватизировать".
В последнее время в самарском яхтинге начались перемены к лучшему. И перемены эти исходят не от государства и его облеченных чиновными полномочиями спортивных структур, а от частных лиц, состоятельных граждан Самары.
Из 79 яхт, которые сегодня зарегистрированы в Федерации парусного спорта Самары, подавляющее большинство являются личной собственностью или принадлежат частным компаниям. Центрами возрождения яхтинга стали уже названный вначале яхт-клуб "Румб" Самарской ГРЭС, в котором прежде всего объединились увлеченные парусом топ-менеджеры энергетических предприятий "Самараэнерго" и "Самарская кабельная компания". Энтузиастами парусного спорта стали председатель совета директоров "Самараэнерго" Борис Ремезенцев, директора самарских ТЭЦ и ГРЭС Александр Егоров и Борис Ягудин. Егоров и Ремезенцев, будучи яхтенным капитаном и рулевым 1-го класса, на принадлежащих им яхтах "Борей" и "Светлана" выступают на различных соревнованиях.
Бизнес - для хобби
Парусный спорт - дорогое удовольствие. Из бюджета "Самарской кабельной компании" на поддержание собственного яхт-клуба и детской парусной секции при нем выделяется около 500 тыс. руб. в год. Генеральный директор предприятия Анвар Бульхин - яхтенный рулевой 1-го класса, а главный бухгалтер Владимир Фомин - яхтенный капитан, вице-президент городской Федерации парусного спорта. Возглавляемый Фоминым экипаж яхты успешно выступил на регате "Свежий ветер-2002".
Характерно, что возрождающийся самарский яхтинг обходится пока в основном судами советского времени, у большинства самарцев яхты в возрасте свыше 17 лет. Даже у тех, кто стал их владельцами в последние годы - например, как крейсерская яхта полутонного класса "Ермак" у атамана Волжского казачьего войска, яхтенного рулевого 2-го класса Борис Гусева. Новые же суда в основном у тольяттинцев, а в Самаре лишь у нескольких яхтсменов. В том числе у Владимира Фомина, который приобрел для яхт-клуба крейсерский полутонник проекта "Рикошет 900" у отечественных производителей в Екатеринбурге, значительно сэкономив при этом на его покупке. По его словам, такая яхта российского производства стоит в пределах 40-50 тыс. долл., а импортные - в зависимости от комплектации и класса судна - могут быть много дороже 100 тыс. долл.
Интересно, что в последнее время в Самаре стали переходить на яхты состоятельные люди, предпочитавшие раньше дорогие катера. Яхтой обзавелся даже один из топ-менеджеров самарской компании по совместному (с американской фирмой) производству на оборонном заводе комфортабельных катеров. Теперь этот "новый самарец" не только шумно бегает по Волге на катере с двигателем в 300 лошадиных сил, но и тихо ходит на крейсерской яхте под белыми парусами.
"Тихий отдых" в штормовую погоду
Хотя это только со стороны яхтинг кажется спокойным и комфортабельным отдыхом. На самом деле это увлечение мужское, порой экстремальное даже для средней Волги. Знаю по собственному опыту - когда первый раз отстоял в достаточно хорошую погоду доверенную мне полную вахту за штурвалом и провел непокорную, упорно рыскающую яхту вверх по Волге против течения всего-то с пару десятков километров, то потом из лодки чуть ли не выползал. А многодневные гонки крейсерских яхт требуют и сил, и характера, и закалки. На крейсерской регате "Свежий ветер-2002" летом этого года было сломано семь мачт! Вот что вспоминает об этой гонке яхтенный капитан Владимир Фомин:
- Вторая гонка на Куйбышевском водохранилище сопровождалась шквалистым, штормовым ветром порывами до 25 м/с, и мачты у зазевавшихся экипажей ломались, как спички. Затем пошел дождь с градом. Все вымокли и ночью замерзли, хотя предусмотрительные яхтенные капитаны заставили свои команды еще в дневную жару основательно утеплиться. Начало июля - и вдруг ватники, меховые зимние куртки и непромокаемые зюйдвестки поверх шерстяных свитеров. Наутро после ночного шторма все были в ранах и царапинах. Треть из 86 лодок сошла с дистанции. У кого-то сломалась мачта, у кого-то парус порвался, у кого-то его вообще снесло. В экипажах все как один помятые, побитые, невыспавшиеся и уставшие┘
А потом еще одна гонка - 150 морских миль в почти полный штиль и жару за 30. И потому - трое суток на воде вместо расчетных полутора. А потом еще и еще┘ Две недели недосыпа и сорванные мозоли на ладонях, обожженные солнцем, обветренные и опухшие лица с воспаленными глазами. Это все - обязательные "атрибуты" парусного спорта.
Победительницей регаты в этом году была признана тольяттинская яхта "Эол", на борту которой боролся за победу экипаж яхт-клуба "Роза ветров", принадлежащего крупному химическому предприятию. Кстати, в прошлом году высшие оценки жюри также заслужила крейсерская яхта "Кенгуру" из Тольятти. Победители нынешнего года получили от ульяновского губернатора главный приз регаты - автомобиль "УА". Самому губернатору генералу Владимиру Шаманову на память о регате вручили большой штурвал, мэру Ульяновска Павлу Романенко - штурвал поменьше.
* * *
С учетом возможностей возрождающегося самарского яхтинга в областном Департаменте физической культуры и спорта сегодня прорабатывается вопрос о проведении в самом ближайшем будущем чемпионата Европы по парусному спорту в Тольятти, где имеются едва ли не идеальные условия для таких соревнований.
Нигде в мире яхтинг не становится по-настоящему массовым, не станет и в России. И все же есть надежда, что возрожденный парусный спорт на средней Волге не станет лишь увлечением богатых людей.
Самара