0
2606
Газета Регионы России Интернет-версия

11.11.2002 00:00:00

Яхта - больше чем роскошь

Тэги: самара, кама, яхта


В нынешнем году участники самой крупной в России внутренней парусной регаты "Свежий ветер-2002" Ульяновск-Тольятти, побывав в Самаре, признали действующий при Самарской ГРЭС яхт-клуб лучшим на Волге и Каме. Еще недавно такой отзыв был бы вряд ли возможен - сегодня самарский парусный спорт возрождается после нескольких лет упадка. А возрождать есть что.

Столетие под парусами

Первый Самарский яхт-клуб был создан в 1908 г. В числе его основателей были такие известные в городе и губернии люди, как братья Головкины: художник Константин Павлович и купец Александр Павлович, архитектор Александр Александрович Щербачев и основатель Жигулевского пивоваренного завода Альфред фон Вакано. Сын последнего Эрих Альфредович заведовал здесь секцией лаун-тенниса - клуб хотя и был привилегированным объединением, но ставил своей задачей "вообще развитие всякого рода спорта".

В 1918 г., в разгар Гражданской войны, корреспондент журнала "Русский спорт", посетивший Самару, назвал лишь одну работавшую в городе спортивную организацию - речной яхт-клуб.

В советские времена расположенная в самом центре "главной улицы России" Самара наряду с Ленинградом была признанным центром развития парусного спорта в стране. Первыми чемпионами СССР по парусному спорту стали победители гонок на первой Всесоюзной спартакиаде 1928 г. А.Бальсевич из Кронштадта (килевые яхты) и Н.Мясников из Самары (швертботы). В начале 80-х куйбышевский парусный флот объединял более 300 яхт различного класса. Парусным спортом в области занимались более 700 человек, секции функционировали на крупных предприятиях, в высших учебных заведениях.

Хобби для топ-менеджера

После 1992 г. парусные секции и яхт-клубы стали закрываться и распадаться. Их хозяева - спортивные и профсоюзные организации, предприятия и вузы - оказались в глубоком кризисе. В результате, как признает нынешний президент городской Федерации парусного спорта Леонид Васильевич Алейников, к 1996 г. исчез весь детский парусный спорт. Прекратили свое существование парусные секции, яхты у обнищавших предприятий и вузов гнили и пропадали без должного обслуживания и ремонта, их в массовом порядке начали выкупать и "приватизировать".

В последнее время в самарском яхтинге начались перемены к лучшему. И перемены эти исходят не от государства и его облеченных чиновными полномочиями спортивных структур, а от частных лиц, состоятельных граждан Самары.

Из 79 яхт, которые сегодня зарегистрированы в Федерации парусного спорта Самары, подавляющее большинство являются личной собственностью или принадлежат частным компаниям. Центрами возрождения яхтинга стали уже названный вначале яхт-клуб "Румб" Самарской ГРЭС, в котором прежде всего объединились увлеченные парусом топ-менеджеры энергетических предприятий "Самараэнерго" и "Самарская кабельная компания". Энтузиастами парусного спорта стали председатель совета директоров "Самараэнерго" Борис Ремезенцев, директора самарских ТЭЦ и ГРЭС Александр Егоров и Борис Ягудин. Егоров и Ремезенцев, будучи яхтенным капитаном и рулевым 1-го класса, на принадлежащих им яхтах "Борей" и "Светлана" выступают на различных соревнованиях.

Бизнес - для хобби

Парусный спорт - дорогое удовольствие. Из бюджета "Самарской кабельной компании" на поддержание собственного яхт-клуба и детской парусной секции при нем выделяется около 500 тыс. руб. в год. Генеральный директор предприятия Анвар Бульхин - яхтенный рулевой 1-го класса, а главный бухгалтер Владимир Фомин - яхтенный капитан, вице-президент городской Федерации парусного спорта. Возглавляемый Фоминым экипаж яхты успешно выступил на регате "Свежий ветер-2002".

Характерно, что возрождающийся самарский яхтинг обходится пока в основном судами советского времени, у большинства самарцев яхты в возрасте свыше 17 лет. Даже у тех, кто стал их владельцами в последние годы - например, как крейсерская яхта полутонного класса "Ермак" у атамана Волжского казачьего войска, яхтенного рулевого 2-го класса Борис Гусева. Новые же суда в основном у тольяттинцев, а в Самаре лишь у нескольких яхтсменов. В том числе у Владимира Фомина, который приобрел для яхт-клуба крейсерский полутонник проекта "Рикошет 900" у отечественных производителей в Екатеринбурге, значительно сэкономив при этом на его покупке. По его словам, такая яхта российского производства стоит в пределах 40-50 тыс. долл., а импортные - в зависимости от комплектации и класса судна - могут быть много дороже 100 тыс. долл.

Интересно, что в последнее время в Самаре стали переходить на яхты состоятельные люди, предпочитавшие раньше дорогие катера. Яхтой обзавелся даже один из топ-менеджеров самарской компании по совместному (с американской фирмой) производству на оборонном заводе комфортабельных катеров. Теперь этот "новый самарец" не только шумно бегает по Волге на катере с двигателем в 300 лошадиных сил, но и тихо ходит на крейсерской яхте под белыми парусами.

"Тихий отдых" в штормовую погоду

Хотя это только со стороны яхтинг кажется спокойным и комфортабельным отдыхом. На самом деле это увлечение мужское, порой экстремальное даже для средней Волги. Знаю по собственному опыту - когда первый раз отстоял в достаточно хорошую погоду доверенную мне полную вахту за штурвалом и провел непокорную, упорно рыскающую яхту вверх по Волге против течения всего-то с пару десятков километров, то потом из лодки чуть ли не выползал. А многодневные гонки крейсерских яхт требуют и сил, и характера, и закалки. На крейсерской регате "Свежий ветер-2002" летом этого года было сломано семь мачт! Вот что вспоминает об этой гонке яхтенный капитан Владимир Фомин:

- Вторая гонка на Куйбышевском водохранилище сопровождалась шквалистым, штормовым ветром порывами до 25 м/с, и мачты у зазевавшихся экипажей ломались, как спички. Затем пошел дождь с градом. Все вымокли и ночью замерзли, хотя предусмотрительные яхтенные капитаны заставили свои команды еще в дневную жару основательно утеплиться. Начало июля - и вдруг ватники, меховые зимние куртки и непромокаемые зюйдвестки поверх шерстяных свитеров. Наутро после ночного шторма все были в ранах и царапинах. Треть из 86 лодок сошла с дистанции. У кого-то сломалась мачта, у кого-то парус порвался, у кого-то его вообще снесло. В экипажах все как один помятые, побитые, невыспавшиеся и уставшие┘

А потом еще одна гонка - 150 морских миль в почти полный штиль и жару за 30. И потому - трое суток на воде вместо расчетных полутора. А потом еще и еще┘ Две недели недосыпа и сорванные мозоли на ладонях, обожженные солнцем, обветренные и опухшие лица с воспаленными глазами. Это все - обязательные "атрибуты" парусного спорта.

Победительницей регаты в этом году была признана тольяттинская яхта "Эол", на борту которой боролся за победу экипаж яхт-клуба "Роза ветров", принадлежащего крупному химическому предприятию. Кстати, в прошлом году высшие оценки жюри также заслужила крейсерская яхта "Кенгуру" из Тольятти. Победители нынешнего года получили от ульяновского губернатора главный приз регаты - автомобиль "УА". Самому губернатору генералу Владимиру Шаманову на память о регате вручили большой штурвал, мэру Ульяновска Павлу Романенко - штурвал поменьше.

* * *

С учетом возможностей возрождающегося самарского яхтинга в областном Департаменте физической культуры и спорта сегодня прорабатывается вопрос о проведении в самом ближайшем будущем чемпионата Европы по парусному спорту в Тольятти, где имеются едва ли не идеальные условия для таких соревнований.

Нигде в мире яхтинг не становится по-настоящему массовым, не станет и в России. И все же есть надежда, что возрожденный парусный спорт на средней Волге не станет лишь увлечением богатых людей.

Самара


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
463
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2176
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1416
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1052

Другие новости