Нижний Новгород, как и большинство городов России с населением более 1 млн. человек, приближается к системному политическому кризису. Такой неутешительный вывод сделали ученые нижегородского отделения Института социологии РАН на основании социологических опросов населения города после недавних выборов мэра Нижнего. Согласно статистике, только менее трети всех нижегородцев верят официальным итогам голосования. Все остальные в той или иной степени убеждены, что результаты народного волеизъявления искажены в угоду федеральной власти.
"Выборы, которые не выиграл никто". Так красноречиво озаглавлен научный доклад специалистов из Российской ассоциации политических наук. Даже лояльные властям политологи вынуждены признать: цена победы единого кандидата от федерального Центра настолько высока, что победой она может считаться весьма и весьма условно. Грубо говоря, это та самая победа, которая неотличима от поражения. Социологи констатируют, что выборы превратились в системный подрыв всей вертикали власти в стране.
Власть во всех ее проявлениях перестали уважать 38,6% нижегородцев. Президент страны Владимир Путин снизил свой рейтинг в отдельно взятом регионе на 11%, его окружной полпред Сергей Кириенко - на 32,9, губернатор Геннадий Ходырев - почти на 25%. Причем отмечается, что чем выше уровень образования опрошенных, тем негативнее они стали относиться после выборов к власти в целом и к отдельным ее представителям. Вывод социологов неутешителен - в обществе снова, как в "эпоху застоя", наблюдается глубокий разрыв между властной и интеллектуальной элитами. Все это уже проявилось в значительном росте протестных настроений на территории, где проживает каждый сотый россиянин.
Как не единожды предсказывалось ранее, в Нижнем Новгороде прошла апробацию авторитарная модель выборов с заранее заданным результатом. Результат достигнут, и теперь дело за малым - тиражированием нижегородского опыта по городам и весям нашей страны.
В этой ситуации показалось абсолютно неискренним негодование членов генерального совета партии "Единая Россия", побывавших недавно в Нижнем. Зампреда думской фракции "Единство" Франца Клинцевича почему-то возмутило фактическое отстранение от выборного процесса в Нижнем главного действующего лица - избирателя, за которого все решили чиновники, суды и политтехнологи. Но, позвольте, разве не ради единого федерального кандидата старались все эти организации? И разве не за того же самого кандидата приезжали агитировать в Нижний Новгород бонзы из "Единой России"?
Теперь столичные единороссы попеняли нижегородским однопартийцам, что партбилетами в регионе обзавелись всего 167 человек, и была поставлена задача-минимум: к 1 января 2003 года "обилетить" 1% нижегородских избирателей, то есть 28 тыс. человек. Причем ставку делать не как в советские времена - на рабочих и крестьян, а совсем наоборот - на представителей интеллигенции и директорского корпуса. А новоиспеченный мэр Нижнего Вадим Булавинов публично поклялся обеспечить "единороссам" победу на выборах в парламент - долг, что называется, платежом красен.
А в Нижегородской области тем временем готовится новый политический эксперимент, который через некоторое время может вызвать скандал всероссийского масштаба. Депутаты Законодательного собрания намереваются изменить устав области (он же - основной закон региона). Зачем? Как говорит один из главных разработчиков нового устава, член Совета Федерации РФ от Нижегородской области Дмитрий Бедняков, это делается, чтобы поднять правовой статус области до уровня республики в составе РФ.
Естественно, сделаться в одночасье самостоятельным государством в государстве Нижегородская область (или уже республика?) вряд сможет в обозримом будущем. А вот встать вровень с Татарстаном и Башкортостаном, самыми несговорчивыми субъектами Федерации в Приволжском федеральном округе, - попытаться можно. Обозначив регион как самостоятельное государственное образование в составе РФ, можно будет попытаться установить в Нижегородской области либо парламентскую, либо парламентско-президентскую форму правления. Говоря проще - перераспределить властные полномочия между губернатором и Законодательным собранием в пользу последнего. После недавнего отказа башкирского президента Муртазы Рахимова от некоторых властных функций в пользу республиканского парламента нижегородский проект не выглядит несбыточным. Иначе зачем разработчикам нового устава области вдруг понадобилось срочно исключить статью о неприкосновенности губернатора? Самое интересное, что неприкосновенность депутатов ЗС при этом сохраняется на уровне коллег из российского парламента.
Становится понятно, почему в местных политических кругах стали распространяться слухи о якобы зреющем в стенах ЗС заговоре против губернатора Геннадия Ходырева. Заговор не заговор, переворот не переворот, но некий сюрприз для губернатора местные слуги народа явно готовят. Слишком уж часто во время последних выборов он конфликтовал с людьми из приволжского окружного полпредства, обвинял их в интригах и создании скандальных ситуаций и жаловался президенту РФ через голову его представителя в округе. Эту строптивость ему вряд ли забудут. А в условиях кризиса доверия населения ко всей вертикали власти возможны самые фантастические кульбиты на региональном правовом поле.
Нижний Новгород