Приутихший было конфликт между губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем и полпредом президента в Уральском федеральном округе Петром Латышевым может разгореться в ближайшее время с новой силой.
В ближайшее время должны быть обнародованы результаты комплексной проверки области структурами администрации президента, которые, по утверждению сотрудников полпредства, могут привести к кризису в свердловской властной вертикали. Сторонники губернатора расценивают эту информацию как очередной недружественный шаг со стороны "партии войны" в окружении полпреда и обвиняют последнего в нежелании расстаться с сотрудниками в своем аппарате, конфликтно настроенными по отношению к Росселю.
Войне губернатора и полпреда два года - как и самому институту полномочных представителей. Причем суть ее враждующие стороны видят по-разному: в резиденции г-на Латышева уверяют, что нет конфликта Эдуарда Эргартовича и Петра Михайловича, а есть существенные противоречия между "позицией губернатора и позицией государства". Сам господин Россель, напротив, так не считает: "Влезает в компетенцию губернатора┘ занимается всем тем, чем ему не надо заниматься┘" - так откровенно он прокомментировал деятельность полпреда вскоре после прибытия того на Урал.
Губернатор Россель, безусловно, прав в том, что у него и в мыслях не было в 2000 г. начинать войну с государством, а вернее, с новой федеральной властью. Глава Среднего Урала очень много сделал для того, чтобы "Единство" (декабрь 1999 г.) и Владимир Путин (март 2000 г.) на выборах победили в регионе с впечатляющими результатами. Нет никакого сомнения, что и в 2003 г. губернатор бросит весь свой ресурс (при условии, конечно, что он останется на своем посту) на безоговорочную победу "Единой России", даже в аппарате полпреда признают, что на выборах в Госдуму губернатор будет в числе союзников. Поэтому после завершения той президентской гонки мало кто мог ожидать, что г-н Россель подвергнется обструкции со стороны федеральных властей.
Давно переросший рамки области губернатор с жаром воспринял идею Центра разбить субъекты Федерации на семь округов и даже поручил ученым заняться разработкой положения о новом государственном институте - в надежде, очевидно, получить пост генерал-губернатора. Предела его разочарованию не было, когда на этот пост назначили Петра Латышева, да к тому же передали в Приволжский округ уральские регионы: Пермскую и Оренбургскую области и Башкирию, в которых у свердловчан были прямые экономические интересы. Предприниматели утверждают, что указ президента застал Росселя врасплох. Отсюда и последовавшие вскоре резкие эмоциональные оценки и судорожные попытки сохранить контроль над областью: "Присылают человека┘ смотришь - он в жизни руководил только тремя курицами┘"
Отравленные стрелы, конечно, предназначались не лично Латышеву, а тому, кто его назначил. В какой-то момент Россель сам пожалел, что наговорил лишнего: лоббистские возможности его резко сузились. Отстаивать же в Москве было что: с приходом Владимира Путина федеральная власть откровенно стала интересоваться исключительно федеральным бюджетом, стянув предварительно в него основные доходные источники. Росселя же всегда оскорбляло, что в рейтинге социально-экономического развития регионов занимает малоуважаемое место в третьем десятке.
Но так было практически всегда, и поэтому не бюджетные отношения субъекта и Центра и тем более не личные отношения президента и губернатора поссорили двух недавних союзников. Камнем преткновения все же стал крупный бизнес, борьба за который и развернулась между Федерацией и регионом.
Свердловский губернатор усиленно лоббировал интересы крупных компаний, работающих на территории области. Поэтому он совершено справедливо рассчитывает на поддержку региональных элит, которые не смогли бы построить свой бизнес без губернатора. Пожалуй, именно экономическую самостоятельность, основанную на взаимоотношениях с бизнесом, губернатору и не могут простить. В полпредстве считают, что Россель построил вотчину, мало общего имеющую с федерализмом: мол, вместо того чтобы быть управленцем, он продолжает считать себя хозяином - распоряжается недрами, имуществом, согласовывает назначение силовиков и т.д.
Впрочем, судя по тому, что договор о разграничении полномочий между Федерацией и областью не расторгнут, Москва пока готова мириться с этим. Заволновалась финансовая элита региона, она дает понять, что ей "нужны лоббисты на уровне всей страны". Бизнес готов поставить на того, кто обеспечит единые правила игры и стабильность в регионе. Настроения эти очень чутко уловил г-н Латышев, который с недавних пор стал также активно лоббировать интересы региона. Ряд наблюдателей полагают, что именно колебания бизнеса накануне губернаторских выборов и подпитывают "партии войны" с обеих сторон, которые делают все, для того чтобы противоборствующие стороны не примирились никогда.
В свою очередь, Россель дает понять Латышеву, что у него еще достаточно влияния, чтобы завалить выборы 2003 г. в Госдуму, за которые тот лично ответственен перед президентом. Чтобы избежать бесславной отставки, полагает Россель, полпреду ничего не остается, как помириться с губернатором: то есть перестать дестабилизировать обстановку в области различными проверками и кадровыми чистками. Тем более что Москва и область в самый критический момент договорятся, а крайним останется представитель президента.
Екатеринбург