Чрезвычайные силы и средства, брошенные на борьбу с террористами, захватившими заложников в центре Москвы, оказались запоздалыми и не дали уверенности, что подобные трагедии не могут повториться.
Один из главных вопросов, который предстоит решать после трагических событий в Москве, заключается в том, как это могло произойти и кто должен отвечать за то, что теракт не был предотвращен. Как именно террористы подъехали к зданию Театрального центра на Дубровке, известно - на нескольких микроавтобусах. Однако ясно, что не на них они ехали из самой Чечни. В этом одно из отличий теракта в Москве от рейдов Басаева и Радуева на Буденновск и Кизляр.
Но это далеко не главное отличие. Основное же заключается в сходстве теракта в Москве с нападением террористов на США и их вылазками в Израиле. То есть исполнители этого преступления жили среди законопослушных граждан, ходили на представление "Норд-Ост", усиленно готовились и ждали команды. Скорее всего основные профессиональные навыки они получили в Чечне, где, несмотря на разгром многочисленных баз боевиков, инфраструктура террористов остается достаточно налаженной для того, чтобы подготовить несколько десятков смертников. Однако основной план и его последние детали, конечно же, готовились в Москве. Очевидно, что руководили этой работой не сами исполнители, а основная команда поступала вообще не из Москвы.
Что касается степени ответственности правоохранительных органов, то, например, за перемещением по стране любых граждан, в том числе и чеченцев, уследить в принципе невозможно. В паспортах будущих исполнителей терактов не написано, что они боевики. Фамилия Бараев известна многим сотрудникам правоохранительных органов, но именно этот гражданин России, видимо, добирался в Москву по поддельным документам. Так что предотвратить попадание в столицу боевиков было сложно. В данном случае власти правы, когда говорят: "Не закрывать же нам Москву".
Но в том-то и дело, что в столицу ехали не простые граждане страны и не в простую служебную командировку или в гости к родственникам. Это как раз и есть один из серьезных провалов спецслужб.
В самой столице (или ее окраине) бдительности органов тоже оказалось недостаточно. Конечно, все 50 террористов не собирались на одной квартире, но они и не жили в 50 квартирах. Обычно чуткие на проживание любых кавказцев в московских домах участковые не могли не обратить на них внимание. Что касается оружия и взрывчатки, то они вряд ли везлись из Чечни - этого добра хватает и в Москве. Но перемещение такого количества стволов и тротила почему-то не заметили милиционеры, которые едва ли не ежедневно "обнаруживают" пистолеты и наркотики в карманах кавказцев. Наконец, в самый последний момент террористы просто не могли допустить такой случайности, чтобы их колонна микроавтобусов была остановлена простым сотрудником ДПС. Значит, для предотвращения такой случайности ими были предприняты какие-то меры.
Но главное, что пособники террористов, часть организаторов, какие-то структуры обеспечения по-прежнему остаются в Москве. И им совершенно не вредит повальная проверка у кавказцев паспортов в метро. Значит, жители столицы не застрахованы от очередных вылазок террористов. Однако активность милиции, уже начавшей повсюду задерживать чеченцев (и не дай бог ты земляк Бараева из Алхан-Юрта!), может сделать осязаемыми угрозы усиления межнациональной розни, поэтому любые действия правоохранительных органов именно сейчас должны иметь безупречные обоснования, отсутствием которых они часто грешат.