В начале апреля прошлого года в мэрии Новосибирска было подписано постановление о ликвидации МУП "Вещевой рынок". Согласно документу вместо прежнего предприятия городские власти должны были создать новое - ОАО "Гусинобродское". Целью реформы было: увеличить финансовые поступления от самого крупного оптово-розничного рынка Сибири в городской бюджет. До реорганизации Новосибирск получал с вещевого рынка сущие крохи - 10 млн. руб. в год. Тогда как совокупный теневой доход с барахолки, по некоторым данным, по сию пору составляет миллион долларов (!) в месяц. Во главе барахольных реформ поставили вице-мэра, главу департамента потребительского рынка и земельных отношений мэрии Новосибирска Игоря Белякова.
"Кровавое" постановление
Форма предстоящих изменений сводилась к тому, что 100-процентным владельцем капитала в "Гусинобродском" становилась мэрия Новосибирска. Вместе с тем с оговорками сообщалось о возможной продаже некоего пакета акций в будущем. Реформой предусматривалось, что муниципалитет выкупит имущество у прежних владельцев, а потом вновь сдаст его в аренду тем, кто продал. Эта схема, по предположениям специалистов, была необходима для вытеснения с рынка средних и мелких субарендаторов. Отчасти это подтверждал Игорь Беляков.
Право на первоочередное заключение арендных договоров предоставлялось тем предприятиям, которые состояли в договорных отношениях с мэрией до реорганизации. Позже именно этот пункт постановления, по мнению представителей спецслужб, сыграл роковую роль в судьбе городских чиновников и бизнесменов, имевших отношение к барахолке.
Уже тогда журналисты, наблюдавшие за "дискуссией", высказывали предположения, что передел не обойдется без стрельбы. В июне 2001 года Юрий Денисенко, назначенный мэрией на должность директора новообразования ОАО "Гусинобродское", у которого пока еще не было никакого имущества, заявил в одном из интервью, что, мол, это не тот случай. Он даже сказал: "Ну, застрелят Денисенко - на моем месте завтра окажется Сидоров или Петров. Я ведь не себе рынок забираю! По такой логике надо всю мэрию перестрелять". Интервью Юрия Денисенко было опубликовано 22 июня.
До убийства городского чиновника Игоря Белякова оставалось чуть больше месяца┘
Роковая решительность
Перед приходом в мэрию Игорь Беляков активно занимался бизнесом. В начале 90-х развернул сеть магазинов московской компании "Микродин", был президентом Дисконтной торговой компании. Занимал пост председателя совета директоров Галс-банка. С его именем связывают создание сети магазинов "Оазис". С февраля 1999 года Игорь Беляков перешел в чиновники. Когда он служил в Комитете по управлению имуществом мэрии Новосибирска, на него покушались. В подготовке убийства тогда обвинили директора городского Дома быта Владимира Орлова. Когда же Беляков стал директором городского департамента потребительского рынка и земельных отношений, им были недовольны многие. Например, представители мелкорозничной торговли, которую целиком изгнали с центральных улиц Новосибирска, и некоторые рекламные компании. Правда, и мелкая розница, и рекламщики "воевали" с Беляковым в судах и местных СМИ. Примерно по этому же сценарию начала выстраиваться и борьба за вещевой рынок.
Руководство бывшего МУПа в лице директора и депутата Новосибирского областного совета Николая Зубехина пыталось устроить публичную бузу. Сотрудники "Вещевого рынка" выходили на митинги протеста, группами прорывались в мэрию и требовали встречи с градоначальником. Зубехин пытался инициировать "барахольный" вопрос на сессиях Облсовета. Впрочем, публичная возня так ничем и не окончилась. Власти стояли на своем. Игорь Беляков проявлял поразительную решительность.
"Пирог" на продажу
Еще до начала реформ барахольный бизнес был поделен между пятью криминальными группировками Новосибирска. Когда в мэрии заговорили об изменениях, четыре влиятельных ОПГ отлучили пятую группировку от пирога. По версии спецслужб, этой долей пирога теневые владельцы барахолки предполагали заинтересовать директора департамента потребительского рынка и земельных отношений муниципалитета Игоря Белякова. По их замыслу, городской чиновник якобы должен был провести реформу так, чтобы несколько крупных предприятий смогли выкупить у мэрии пакет акций ОАО "Гусинобродское". По версии спецслужб, в постановлении были заложены такие принципы кредитования строительства рынка в новом виде, которые могли привести к неизбежной продаже акций ОАО "Гусинобродское".
К лету прошлого года стало уже ясно, что реформа вещевого рынка идет в нужном направлении. В частности, теневые хозяева барахолки руками городских властей легко решали для себя непростую задачу - избавиться от тех, кто состоял с ними в субарендных отношениях. Они, на самом деле прибрав к рукам теневые обороты субарендаторов, могли заявить "партнерам", что это власти их кинули. К этому времени, по версии спецслужб, Игорь Беляков стал не нужен криминальным кругам. 7 августа прошлого года вице-мэр был расстрелян из автомата в служебной машине по дороге на работу, недалеко от своего загородного дома. В смерти городского чиновника были заинтересованы и субарендаторы, которые после реформ объективно теряли право на "свою" территорию на Гусинке, а значит, и на теневую прибыль.
"Промежуточные" смерти
Спустя месяц с небольшим после убийства Игоря Белякова - 13 сентября прошлого года - заместитель директора МУП "Вещевой рынок" Михаил Тришин был похищен у собственного подъезда. По оперативным данным, Михаил Тришин курировал "черные" финансовые потоки вещевого рынка. Через некоторое время оперативно-следственная группа вышла на преступников. Однако официальная версия похищения и убийства была сведена к бытовой. По неофициальным предположениям, Михаил Тришин занимался подготовкой судебных тяжб, с помощью которых МУП "Вещевой рынок" намеревалось отстоять свои права. Слабая надежда на это была. Новосибирский областной совет не дал разрешения на увольнение своего депутата, директора МУП "Вещевой рынок" Николая Зубехина, а также порекомендовал городскому руководству не спешить с "барахольными преобразованиями". Впрочем, в мэрии не прислушались к советам областного совета - и реформы продолжились. Продолжились и убийства.
Меньше чем через месяц после исчезновения Михаила Тришина, 10 октября, был убит финансовый директор Новосибирского завода пластмасс Александр Гапоненко. Его застрелили из автомата у подъезда дома, где он жил. В местных СМИ была высказана версия, что Гапоненко решили попугать. Якобы камеры слежения на здании располагающейся недалеко от места преступления фирмы зафиксировали на видеопленку убийство Александра Гапоненко. Стрелявший вроде бы дал автоматную очередь поверх головы, а затем по ногам жертвы, а срикошетившая пуля, попавшая в пах, вызвала сильную кровопотерю, из-за чего финдиректор скончался.
Но в эту версию мало кто поверил. Зато сразу же всплыла другая. Дело в том, что Александр Гапоненко, друживший с руководителями МУП "Вещевой рынок", взял на себя координацию будущих судебных исков в арбитражный суд и суды общей юрисдикции. Кроме этого Александр Гапоненко собирался открыто выступить в новосибирской прессе против реформ Игоря Белякова. Он подготовил для одной из местных газет большую статью, но в день убийства вице-мэра попросил снять ее. После похищения Михаила Тришина Александр Гапоненко, по некоторым данным, пытался добиться от правоохранительных органов активной работы по поиску убийц. Он якобы даже рассказал в милиции, кто и по чьему приказу, по его мнению, мог совершить преступление. В день покушения Александр Гапоненко собирался на встречу уже не в милиции, а в более серьезной конторе.
Убийства продолжаются
26 августа нынешнего года в дачном поселке был убит, предположительно из автомата, депутат Новосибирского городского совета Анатолий Карпунин. Он являлся заместителем директора крупного молочного комбината "Альбумин", совладельцем гостиницы "Обь", магазина "Универсам" и еще по меньшей мере десятка предприятий помельче. Главное же, с чем спецслужбы связывают убийство депутата, заключается в его причастности к барахольному переделу. Анатолий Карпунин как народный избранник вошел в состав совета директоров ОАО "Гусинобродское". В прошлом Карпунин состоял даже на оперативном учете в спецслужбах, впрочем, по их же данным, сделав карьеру в бизнесе, связей с криминальными кругами Новосибирска не утратил.
Кстати, незадолго до покушения на депутата возле дома, где жил Анатолий Карпунин, была обнаружена машина, начиненная "странной смесью" из гранаты, бензина и гаек. Любопытно, что "адская машина", по данным правоохранительных органов, взорваться не могла. После убийства Карпунина два факта связали, назвав обнаруженную машину - предупреждением. Якобы эту версию выдвинул сам депутат. Видимо, были основания.
По версии спецслужб, Анатолий Карпунин должен был довести реформы на вещевом рынке до логического конца в интересах ОПГ. Поговаривают, что будто бы депутат "взимал" ежемесячно некий процент за свою лоббистскую деятельность в горсовете с теневых владельцев барахолки, в результате чего, по оперативным данным, депутат собрал аж 500 тыс. долл. Но одна из ОПГ, хозяйничающих на рынке, стала проявлять недовольство. Ее лидеры в июле нынешнего года будто бы не просто отказались внести очередной взнос, а потребовали от Анатолия Карпунина вернуть полученное ранее. В то время как Анатолий Карпунин считал, что процент он отрабатывает сполна, поскольку делал все, чтобы субарендаторы, вылетевшие с рынка, не сумели заключить прямых договоров с мэрией на аренду участков на Гусинке.
Спецслужбы предупреждали!
О том, что в отношении некоторых чиновников мэрии и новосибирских бизнесменов могут быть совершены покушения, по конфиденциальным каналам, но вполне официально были уведомлены мэр Новосибирска Владимир Городецкий и руководство ГУВД Новосибирской области. Кстати, на момент, когда было совершено убийство Анатолия Карпунина, который также был предупрежден, он один из всех ключевых фигур передела на Гусинке оставался в Новосибирске. Сами предполагаемые жертвы предпочли под благовидными предлогами разъехаться кто куда, а власти не вняли предупреждениям спецслужб.
По мнению специалистов из правоохранительных структур, из-под криминальных группировок на вещевом рынке необходимо выбить финансовую основу. Ее составляет контрабандный товар. По оперативным данным таможенников, по некоторым позициям товаров контрабанда на Гусинке достигает 90%. В этом, считают в спецслужбах, корень проблемы. Для того чтобы ее решить, необходимы совместные усилия властей, таможенников и милиции. По мнению представителей спецслужб, городские власти должны пойти по пути жесткого контроля над предприятиями, торгующими на барахолке. А для этого выставить на рынке полностью подконтрольную мэрии охранную структуру.
* * *
Руководству ГУВД Новосибирской области и мэрии необходимо договориться о стратегии борьбы. Но вот беда: злые языки утверждают, что мэр Новосибирска Владимир Городецкий и начальник ГУВД области Александр Соинов по каким-то причинам до сих пор не могут встретиться, чтобы обсудить "барахольную тему".
Москва-Новосибирск