В советские годы в Самаре, как и по всей стране, стали появляться скульптуры вождя мирового пролетариата и его соратников. Аляповатым образцам монументально-декоративного искусства советской эпохи ироничные самарцы присвоили имена, отличные от прообразов. Есть здесь и "Змей Горыныч", и "Чучело".
Первым самарским монументом, удостоившимся такой высокой "чести", стал памятник герою Гражданской войны и любимых народом анекдотов Василию Ивановичу Чапаеву работы Матвея Манизера. Правда, он предназначался не для Самары, а для только что переименованного из Троцка в Чапаевск оборонного самарского городка Иващенково. Хотя легендарный начдив 25-й стрелковой дивизии ни к городу своего имени, ни к Самаре отношения не имел, краевые партийно-советские власти "перехватили" изготовленный в Ленинграде многофигурный памятник, на который ушло 12 тонн бронзы, и установили на бывшей Театральной площади. Как раз напротив обкома партии и облисполкома. Этот чапаевский монумент, открытый почти 70 лет назад, к 15-летию Великой Октябрьской революции, наблюдательные самарцы прозвали "На штурм обкома!". Дело в том, что Василий Иванович, как центральный герой композиции, на лихом коне мчал прямо к дверям областного комитета ВКП(б), увлекая за собой бронзовых бойцов. И даже указывал шашкой направление атаки. Мол, вперед: даешь обком, ребята!..
Самарцы высоко оценили достоинства любимого народом героя и признали за ним несомненное первенство - как самого непьющего жителя города. Да и как выпьешь: в одной руке шашка, а другой он лихим конем правит┘ Чтобы как-то помочь легендарному начдиву, самарские доброхоты в 90-е годы дважды освобождали правую руку Василия Ивановича от шашки. Но несознательные городские власти каждый раз вооружали народного любимца новым образцом давно снятого с вооружения рубяще-колющего холодного оружия.
Самара