В ближайшее воскресенье, 27 октября, в Калмыкии пройдет второй тур президентских выборов. Практически ни у кого - ни в Москве, ни в Элисте, ни в Ростове - не вызывает сомнений победа нынешнего главы степной республики Кирсана Илюмжинова. Именно ему предстоит на ближайшие годы вновь возглавить Калмыкию. Поэтому реальную предвыборную борьбу за калмыцкое президентство можно считать законченной еще 20 октября.
Однако крайне важно зафиксировать сегодня итоги выборного марафона в Калмыкии, потому что они самым серьезным образом влияют как на ситуацию в самой республике, так и - в недалеком будущем - на отношение к ней. Калмыцкие выборы преподнесли и Кирсану Илюмжинову, и его противникам слишком много политических сюрпризов, не считаться с которыми нельзя. "Ни вы, ни мы, как оказалось, просто не знаем Калмыкию", - бросил в телефонном разговоре один из калмыцких журналистов, комментируя итоги голосования 20 октября. Какой же выходит степная республика на второй тур голосования?
Во-первых, с несомненным политическим лидером. Первый тур доказал, что действующий глава республики Кирсан Илюмжинов (получивший более 47% голосов) был и остается самым популярным политиком в республике. Ему не хватило всего 3% голосов, чтобы победить уже в первом туре. Впрочем, высказывают предположения, что Илюмжинов чуть ли не специально не стал побеждать в первом туре. "У Кирсана - ум шахматиста, поэтому он предпочел разыграть политическую двухходовку, чтобы сделать победу над разношерстной оппозицией более сокрушительной, - уверял автора этих строк представитель оппозиционной прессы. - Теперь никто не может придраться к процедуре голосования, потеряли аргументы те, кто утверждал, что в Калмыкии - восточная, недемократическая, полуфеодальная деспотия. А оппозиция, и без того слабая, громится Кирсаном дважды - сначала скопом - в пером туре, затем персонально - во втором туре - "бьется" ее фактический политический лидер Шонджиев. После поражения во втором туре он перестанет считаться оппозиционным лидером. Фактически второй тур - это крах антиилюмжиновской оппозиции в Калмыкии и Москве. Думаю, после 27 октября она не скоро оправится". В Элисте сегодня прекрасно понимают, что 30-процентный отрыв Илюмжинова от своего соперника Баатра Шонджиева в первом туре свидетельствует, что победа Кирсана во втором туре предопределена.
Второй сюрприз первого тура - "улусно-электоральный". Итоги голосования 20 октября разрушили представление об "улусном" (субэтническом) принципе политической жизни в степной республике. Напомним, что калмыки традиционно делятся на три основных субэтноса, в просторечии именуемые "улусами", - бузавов, торгутов и дюрвюдов (дербетов). До 1917 года политический класс, политическая элита (нойоны, зайсанги) калмыцкого общества были представлены торгутами. При советской власти традиционно возглавляли республику также выходцы из субэтноса бузавов. Конкуренция между представителями субэтнических элит долгое время составляла основное содержание калмыцкой политической жизни. В ходе этой борьбы нередко предпринимались попытки втянуть широкие электоральные субэтнические слои в политические акции. Иногда это удавалось. "Улусную карту" пытались разыграть против Илюмжинова и в нынешней предвыборной кампании. Существовал даже план раскола калмыцкого электората по "улусному" принципу, чтобы не допустить консолидированного голосования калмыков на нынешних президентских выборах. Таким образом, предполагалось лишить Кирсана Илюмжинова объединенной поддержки калмыцких избирателей (не отсюда ли, кстати, было такое большое количество калмыцких претендентов - выходцев из различных "улусов" - на президентский пост?). Однако план раскола калмыков 20 октября полностью провалился. За Кирсана Илюмжинова, выходца из калмыцкого субэтноса бузавов (кстати, самого малочисленного субэтноса), наиболее активно проголосовали те районы республики, в которых проживают представители субэтноса торгутов. "Стравить" бузавов с торгутами не удалось. Выборы 20 октября фактически продемонстрировали стремление калмыцкого народа к объединению, к консолидации вокруг фигуры Кирсана Илюмжинова. Это настоящее политическое достижение. Как правило, в других регионах выборы разделяют людей. В Калмыкии же через выборы произошла консолидация общества. Пожалуй, впервые выборы стали инструментом сплочения людей, а не их раскола.
В этой связи нельзя сказать о третьем политическом сюрпризе 20 октября. Неожиданно активно за действующего главу Калмыкии проголосовала столица республики - Элиста. Кирсан Илюмжинов получил почти половину голосов горожан. До сих пор считалось, что уж в Элисте-то, где проживает много русского населения, интеллигенции, оппозиционеры смогут "дать бой" Кирсану и одержать над ним победу. Многие оппозиционные кандидаты надеялись в схватке с Илюмжиновым разыграть схему "борьбы прогрессивного города с отсталой деревней". Первый тур похоронил эти надежды. Большинство жителей "продвинутой" русско-калмыцкой Элисты отдали свои голоса Илюмжинову. Фактически калмыцкая оппозиция "потеряла" организованную опору в столице республики.
И, наконец, четвертый сюрприз 20 октября. Как заявил председатель Центризбиркома РФ Александр Вешняков, первый тур президентских выборов опроверг утверждения о Калмыкии как о "территории бесправия". Выборы в степной республике, по мнению г-на Вешнякова, прошли демократично, справедливо и законно. Они разрушили "тоталитарный" миф, созданный некоторыми московскими СМИ, о Калмыкии. Калмыкией и Кирсаном Илюмжиновым становится больше неприлично пугать людей. Это заявление председателя российской ЦИК - крупнейший политический успех Кирсана Илюмжинова. И лучшая реклама калмыцкому лидеру перед вторым туром. Представитель федерального Центра фактически снял с Кирсана все политические обвинения, предъявлявшиеся оппозицией. Это заявление и совпавшее с ним неожиданное гробовое молчание ранее "мочивших" Илюмжинова федеральных телеканалов можно, на наш взгляд, считать показателем того, что Кремль желает видеть в кресле президента степной республики именно Кирсана Илюмжинова. И предпринимает для этого необходимые меры. Например, для начала приструнил совершенно распоясавшихся столичных "критиков" и "аналитиков", использовавших ресурс федерального телевидения для заказного информационно-политического "убийства" Илюмжинова в прямом эфире.
Кто же и за что "покушался" на Кирсана перед первым туром? На этот счет существует несколько версий. Первая - столкновение интересов ельцинской семьи и "питерских". Вторая - борьба внутри путинской команды, между Старой площадью, с одной стороны, и руководством Южного федерального округа - с другой. Третья версия - Илюмжинов вовсе ни при чем, просто калмыцкую ситуацию использовали недоброжелатели главы МВД России Бориса Грызлова, чтобы дискредитировать министра перед президентом страны. Четвертая версия - атаковали опять-таки не Илюмжинова, а представителя президента в ЮФО генерала Виктора Казанцева. Интриганы со Старой площади якобы пытались ослабить влияние Казанцева на Владимира Путина. Пятая версия - руководство чеченских боевиков, планирующее, согласно данным немецкой разведки, боевые действия в начале 2003 года, попыталось начать дестабилизацию обстановки на Северном Кавказе с Калмыкии. Ведь во время последних чеченских войн именно Калмыкия Кирсана Илюмжинова была надежным тылом действующей Российской армии. С этой целью чеченские финансисты проинвестировали не только антиилюмжиновскую кампанию в московских СМИ, но и, вполне возможно, помогали материально основным оппонентам калмыцкого лидера на выборах внутри республики.
Зато 27 октября имя президента Калмыкии будет названо официально. Похоже, можно не сомневаться, какой выбор сделает калмыцкий народ.
Элиста-Волгоград