Чем ближе к губернаторским выборам в Свердловской области (хотя до них еще почти год), тем явственнее становятся противоречия между нынешним губернатором Эдуардом Росселем и рядом финансово-промышленных групп (ФПГ), ведущих бизнес в регионе.
До недавнего времени в области были две ведущие политические силы: прогубернаторское движение "Преображение Урала", менявшее несколько раз название, и политическая организация "Наш дом - наш город" мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого, примкнувшего к лужковскому "Отечеству". Между этими политиками и выбирали в 1999 году на губернаторских выборах бизнесмены Александр Абрамов ("Евраз-холдинг"), Андрей Козицын (Уральская горно-металлургическая компания - УГМК) и Виктор Вексельберг (СУАЛ-холдинг).
Хотя у Росселя, безусловно, есть свои интересы на ряде предприятий, однако он всегда стремился держаться на некотором расстоянии от всех ФПГ. Губернатор порой напоминал предпринимателям, кто в доме хозяин, но на бизнес их не покушался и свою промышленную элиту создавать не стремился. Поэтому, имея в начале 1999 года рейтинг, близкий к нулю, все же стал в итоге компромиссной фигурой, вокруг которой консолидировались бизнесмены.
Многое изменилось к весне 2002 года, когда окрепла новая политическая сила - "Единая Россия". Объединение "Единства" и "Отечества" поставило Эдуарда Росселя в очень непростое положение: с одной стороны, он был заинтересован в поддержке пропрезидентской партии, а с другой - в свердловском отделении были очень сильны позиции заклятого соперника Росселя Аркадия Чернецкого - лидера местного "Отечества". Губернатор, вступив с бизнесменами в соглашение, надеялся с их помощью вытеснить из партии мэра Екатеринбурга и определять политику в свердловской ячейке "Единой России" самостоятельно.
Однако политические оппоненты губернатора в ходе думских выборов в апреле этого года очень грамотно поссорили его с "единороссами". Выдвижение на пост лидера свердловских "медведей" генерального директора Нижнетагильского металлургического комбината (НТМК) Сергея Носова и раскручивание его политического имиджа было расценено губернатором как намерение бизнесменов привести к власти своего человека. Парадокс заключался в том, что губернатора, мягко говоря, не пустили в партию, которая создавалась в расчете на поддержку лидеров регионов. Россель по-крупному обиделся.
Переименовав "Преображение Урала" в движение "За родной Урал", губернатор под патриотическими лозунгами победил на выборах в областную Думу и стал разбираться с противниками. Последним было предложено заплатить нравственный налог - на строительство жилья для малоимущего населения. Но и Козицын, и Носов тут же заявили, что такой налог уже платят сполна: на содержание социальной сферы НТМК и УГМК тратят по 500 млн. руб. в год.
Вскоре под патронажем руководителя УГМК Андрея Козицына стала формироваться ассоциация представительных органов власти ряда муниципальных образований, чьи бюджеты во многом зависят от поступлений с предприятий УГМК. Муниципалы обратились к губернатору с предложением пересмотреть методику формирования бюджета области, поскольку нынешняя несправедлива и разрушительна для экономики городов. Многие наблюдатели сразу поняли, что торг за губернаторское кресло вступил в острейшую фазу. Заместитель директора департамента информации губернатора Вадим Дубичев увидел за созданием ассоциации двенадцатью из 72 муниципальных представительных органов власти начало раскрутки партии "Союз правых сил" в Свердловской области. Одним из основных спонсоров этой организации выступает глава Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын.
На губернаторских выборах он скорее всего поддержит Росселя, но стремится при этом подороже продать свою политическую поддержку. Отсюда и оппозиционность по отношению к губернатору. Так уже было в 1999 году, когда Козицын не стал выдвигать свою кандидатуру, за что получил возможность беспрепятственно создавать УГМК и заручился поддержкой губернатора Росселя в событиях вокруг Качканарского ГОКа и борьбе за Карабашскую медь. Видимо, на этот раз г-н Козицын попросит поддержку в получении Удоканского месторождения, льготных тарифов и, возможно, лицензий на ряд месторождений (губернаторы еще влияют на этот процесс).
"Евраз-холдинг" свои предпочтения высказал, выдвинув Сергея Носова, чем вызвал неудовольствие главы СУАЛа г-на Вексельберга. Последний решил было сделать ставку на заместителя Росселя - Алексея Воробьева, однако тот решил не повторять судьбу прежней правой руки губернатора - Валерия Трушникова, у которого также были теплые отношения с "Реновой", но его решение сыграть самостоятельную игру обернулось отставкой. Поэтому взамен Воробьева Вексельберг на всякий случай принялся раскручивать резервного кандидата - мэра Каменска-Уральского Виктора Якимова. Видимо, как полагают местные наблюдатели, опять же для того, чтобы ставить Росселю дополнительные условия. Якимов может разбить электорат Росселя.
Местные аналитики все больше склоняются к тому, что у Росселя есть шансы победить на выборах, используя пресловутый административный ресурс. По всеобщему признанию, наиболее реальный и опасный конкурент для Росселя - это все же Сергей Носов. От его решения зависит цена губернаторской кампании: если он не будет баллотироваться, то Россель может победить в первом туре. У Сергея Носова есть время подготовиться, не объявляя до поры свое решение относительно претензий на кресло губернатора. Эта пауза будет постоянно держать Эдуарда Росселя в напряжении.
Екатеринбург