В Северной столице открылась уникальная выставка, посвященная знаменитому английскому путешественнику. Джеймс Кук родился в 1728 году в Англии. Работал помощником продавца в бакалейной лавке, юнгой - на небольших судах. Поступил на службу в Королевский военно-морской флот Англии. Принимал активное участие в Семилетней войне (1755-1762). В течение одиннадцати лет, с 1768 по 14 февраля 1779 года, он руководил тремя кругосветными научными экспедициями. Каждое из трех плаваний Джеймса Кука было инициировано Британским адмиралтейством. Оно формулировало задачи экспедиций, обеспечивало их материальную, а часто и научную базы, а также предписывало фиксировать увиденное не только письменно, но и графически, поэтому в путешествиях обязательно находились штатные художники. Позднее по их рисункам и акварелям лучшие английские и французские мастера выполнили эстампы и гравюры, заказанные Адмиралтейством для атласов к издававшимся им дневникам Джеймса Кука.
Джеймс Кук во время третьей экспедиции в 1778 году открыл Гавайские острова. Первые европейцы, измученные голодом и суровым океаном, высадились на здешний берег с кораблей "Резольюшн" и "Дискавери". Открытые земли им показались настоящим раем. На берегу росли кокосы, бананы, апельсины и лимоны. На острове не знали болезней, а люди умирали только от старости, если не попадали в зубы акул. Аборигены накормили и напоили белых путешественников, поделились, согласно законам гостеприимства, любимыми подругами. Кук был весьма удивлен церемониальными торжествами в его честь. Он не знал, что был принят за полинезийского бога Лоно, чье возвращение с богатыми дарами предсказывали полинезийские легенды. Основательно повеселившись и отдохнув, Кук и его моряки отплыли в северном направлении на поиски северо-западного прохода из Тихого океана в Атлантический.
Натолкнулись на сплошные льды, решили зазимовать. Сначала хотели остаться на Камчатке, от этой идеи отказались - там было мало еды и она была очень дорогая. Джеймс Кук вернулся на Гавайские острова. Коренные жители вновь приняли Кука как божество. Но их теплые отношения к европейцам быстро остыли. Англичане нарушали табу вождя, требовали много продуктов, вели слишком разгульный образ жизни.
14 февраля 1779 года у одного из судов гавайцы украли шлюпку. Разгневанный Кук принял решение взять вождя в заложники и удерживать его до тех пор, пока островитяне не отдадут шлюпку обратно. Большая группа гавайцев собралась с оружием, чтобы помешать аресту своего вождя. В последовавшей стычке были убиты Кук и сопровождавшие его моряки. В ответ на это преемник Кука капитан Чарльз Кларк огнем из орудий разметал в щепки и сжег селение туземцев. После этого они запросили мира. Одним из условий англичан была выдача тела Кука. Вскоре аборигены прислали на корабль десять фунтов человеческого мяса и голову капитана Кука без нижней челюсти... 23 февраля останки Кука были торжественно похоронены в море у Гавайских островов.
Капитан Клерк продолжил путь Кука на север, чтобы найти проход из Тихого в Атлантический океан. Экспедиция была вынуждена задержаться на Камчатке для ремонта судов и пополнения запасов продовольствия. В благодарность за радушный прием и бескорыстную помощь английские моряки подарили "командиру Камчатки" Магнусу Бему "различные диковинки" из той части Океании, которую принято именовать Полинезией: с островов Тонга, Таити и Гавайских островов, а также несколько гравюр с изображением жителей открытых земель. В 1780 году премьер-майор Магнус Бем доставил дары в Санкт-Петербург.
По велению императрицы Екатерины II они были переданы на хранение в Кунсткамеру (от нем. Kunskammer - кабинет редкостей, музей). За столетия пребывания в музее предметная часть куковской коллекции уменьшилась с 69 до 39 экспонатов. Часть коллекции могла быть утрачена при эвакуации 29 сентября 1812 года особо ценных материалов Кунсткамеры и архива в деревню Капустино (в 100 км от Петрозаводска) в связи с угрозой захвата Петербурга французами. Либо при трансформации самой Кунсткамеры и раздела ее коллекций и документов между несколькими академическими музеями, возникшими на ее основе, куковские вещи могли попасть в другие музеи.
Спустя 220 лет со времени поступления куковской коллекции в Кунсткамеру музей впервые выставил эти экспонаты к всеобщему обозрению. Большую часть экспонатов выставки составляют различные типы оружия и боевого снаряжения народов Океании: палицы, кинжалы, ножи, шлемы, нагрудники. До прихода европейцев жители островов Полинезии не знали металла. Поэтому использовали оружие из твердых пород дерева или с лезвиями из акульих зубов. По сведениям Кука, это "нож или пила┘ которыми они рассекают мертвые тела┘ Когда [же] вступают в ближний бой, им бьют и режут┘ Обычно он снабжен отверстием в рукояти, через которое проходит длинный шнурок, обертываемый несколько раз вокруг запястья".
С Гавайских островов происходят превосходного качества тесло в коленчатой рукояти, колотушка для изготовления тапы, браслет из клыков кабана, циновка, крюк для ловли акулы. Кстати, мясо акул шло в пищу. Кроме того, ловля акул являлась развлечением местной знати, своего рода видом спорта. В таких случаях в качестве наживки использовалось человеческое мясо.
Полинезийцы не знали ткацкого станка, но их плетеную одежду или одежду из тапы (материи, сделанной из луба) по качеству можно сравнить с изделиями из дорогих тканей. Особенно поражают своей роскошью накидки гавайских вождей, богато отделанные пером. Право носить накидки, а также воротники, шлемы, нашлемники и т.п. принадлежало исключительно мужчинам с определенным социальным статусом. Накидки с перьями белого цвета носили низшие вожди. Вожди более высокого ранга носили одеяния в красно-желтой гамме. Для изготовления этих изделий использовали перья различных птиц: мелкие перышки небольших лесных птиц и крупные перья от домашних петухов и морских птиц. Существовали профессиональные охотники, которые изучали повадки и знали места обитания диких пернатых. Их ловили с помощью сетей, силков и специального клея.
"Значение всех этих предметов еще и в том, - сказал корреспонденту "НГ" директор Кунсткамеры Чунер Таксами, - что они представляют культуру гавайцев XVIII века до периода контактов с европейцами, то есть в ее первозданном виде".
Санкт-Петербург