В этом году природа объявила России войну. Конечно, не только России - достаточно вспомнить "вероломную оккупацию" водой Праги и других городов Европы. Но именно в нашей стране грозные проявления стихии были столь же масштабными, сколь многочисленными и продолжительными. Еще недавно казалось, что страшнее событий в Ленске ничего быть не может, однако природа предстала противником, весь разрушительный потенциал которого невозможно переоценить. И надо же такому случиться, что в зоне "боевых действий" со стихией оказался регион, где в последнее десятилетие не прекращается настоящая война - со стрельбой, взрывами, бомбардировками и "Градом", имеющим намного более разрушительную силу, чем естественные осадки, именем которых он назван.
В течение всего лета под водой то одновременно, то поочередно оказывались Ставрополье, Кубань, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Дагестан, Адыгея, Ингушетия, воюющая Чечня. Стихия "пощекотала" курортников в Сочи и всей мощью обрушилась на отдыхающих в Новороссийске. Кстати, даже настоящая война в Абхазии десять лет назад не принесла столько горя отпускникам, относительно благополучно покинувшим зону боевых действий. За лето и сентябрь на юге России под водой и селями оборвалась жизнь сотен людей, а местные власти во многих случаях капитулировали перед "агрессором". А ведь природа еще не собирается уходить на "зимнюю спячку" и обрушила на Северную Осетию ледник. Кстати, в наше непредсказуемое время еще неизвестно, чего можно ждать от снега и морозов.
Таким образом, в 2002 году борьба со стихией стала значительной частью общего государственного управления. Некоторые уроки этого противостояния на удивление банальны. Там, где в свое время не нашлось денег на элементарные и необходимые меры безопасности, включающие дамбы, другие гидротехнические сооружения, структуры предупреждения и оповещения об опасности, пришлось тратить многократно больше средств на преодоление последствий трагедии. Не говоря уже о том, что потерянные человеческие жизни вообще невозможно компенсировать. А там, где люди заранее знали о предстоящих неприятностях, как, например, в Кабардино-Балкарии, ущерб удалось свести к минимуму.
Очевидно, что в стране чрезвычайных ситуаций первые роли отводятся и ведомству, призванному их устранять. МЧС стало своего рода штабом объединенной группировки сил в зоне проведения контрстихийной операции. Причем главный спасатель страны Сергей Шойгу и его подчиненные зачастую осуществляли функции политической власти в регионе. Вспомним, как Шойгу на селекторных и очных совещаниях "строил" представителей местных властей вплоть до глав субъектов РФ. А руководители региональных отделений МЧС, по сути, были главными действующими лицами в зонах бедствия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что спасатели, ликвидирующие последствия катастроф, берут на себя властных функций больше, чем те, кто эти катастрофы не предотвратил. И теперь мало кто будет возражать против дальнейшего укрепления становящегося главным министерства страны.
Наконец, Россия не была бы Россией, если бы на фоне чрезвычайных событий не процветали бы заурядные явления. Большие катастрофы требуют больших денег, а рядом с большими деньгами всегда появляются мелкие (и не очень) охотники до них. Крупных уголовных дел по фактам хищения средств пока не возбуждено, но факты отстрела чиновников, занимающихся компенсационными выплатами, в некоторых регионах зафиксированы. Зато уголовные дела возбуждены по другим, не менее характерным для России статьям, например за халатность. Предстоящей же зимой природа, наверное, опять будет корректировать события государственного масштаба, а спасатели бросятся на защиту замерзающих людей.