- Валерий Григорьевич, как вы можете охарактеризовать сегодняшние взаимоотношения Центра и регионов?
- Сегодня налицо узурпация власти - не столько политической, сколько финансовой. Сейчас уже третий случай, когда перераспределение бюджетных доходов в пользу Центра ощущается особенно сильно. Первый раз это было в 1993 году, после октябрьских событий. Второй - после дефолта в 1998 году и третий - с приходом к власти Владимира Путина. Система межбюджетных отношений пока никак не может устояться. Более 10 лет поисков создают нервозность не только в обществе, но и во власти..
В нашей области действует программа "От выживания к благополучию". Мы не можем ее реализовать по целому ряду направлений. У нас, к примеру, 47% людей живут за чертой бедности. Если бы в регионе были дополнительные доходные источники, почему бы часть денег не направить на социальную помощь.
Кроме того, у нас есть острейшие проблемы, которые нельзя откладывать на потом. Например, под Тутаевом работает "Славнефть-НПЗ имени Менделеева". Там десятилетиями в прудах накапливаются отходы производства - кислые гудроны, содержащие концентрированную серную кислоту. Уже скопилось более 1 миллиона тонн токсичной гадости, которая, не дай Бог, в случае прорыва берегов уничтожит водозаборы в Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде. Это будет экологическая катастрофа мирового значения.
- Но Ярославская область - не отдельное государство?
- Я согласен - есть армия, центральная власть, границы, бедные регионы, внешний долг. Конечно, федеральный бюджет должен пополняться за счет чего-то, но нельзя перегибать палку, все забирая у территорий. Сейчас наша область достигла такого уровня развития, когда мы практически финансово не зависим от Центра. Но в следующем году мы можем перейти из доноров федерального бюджета в разряд дотационных регионов. Этого могло бы не произойти, если бы правительство РФ считалось с Бюджетным кодексом РФ. В нем прописано, что субъекту Федерации должно оставаться 50% от всех налогов, собираемых на его территории. Однако законами о федеральном бюджете эта статья кодекса который год приостанавливается. Это предлагают сделать и в 2003 году. В такой ситуации у региональных властей пропадает интерес что-то делать.
В следующем году у нашей области отбирают табачные акцизы. Что это такое? Табачные акцизы - около 1,1 миллиарда рублей - это 17% доходов областного бюджета. Со следующего года мы, наверное, поневоле будем получать от Федерации финансовую помощь. Но зачем это было искусственно делать? Чтобы привязать к Центру, чтобы губернаторы ходили на поклон и выбивали в Минфине деньги.
- Вы можете что-то сделать, чтобы остановить этот процесс?
- Наша областная Дума может только принять обращение к президенту, председателю правительства. Можно, конечно, попытаться судиться с Федерацией. Наверное, есть основания, например положение Бюджетного кодекса, что закон о федеральном бюджете не может противоречить кодексу. Значит, принцип распределения доходов 50/50 между регионом и Центром не может быть приостановлен законом о бюджете. Но судиться с правительством себе дороже, мы только осложним наши взаимоотношения.
- Насколько реально в ближайшее время объединение Ярославской области с Костромской или Ивановской, о чем идут дискуссии?
- Стратегически это правильное направление - в России слишком много субъектов Федерации, что приводит к неэффективности управления государством. Эта проблема слишком многогранна, чтобы обсуждать ее так просто: давайте искусственно соединим несколько регионов. Конечно, это абсурд, если проводить такое объединение отдельно от общей административно-территориальной реформы. Поэтому я думаю, что пока не совсем удачное время, чтобы вести этот диалог.
В принципе очень приятно соединить Ивановскую, Костромскую и Ярославскую области, получить на карте "пятак" примерно в 118 тысяч квадратных километров, иметь территорию, равную почти Таджикистану, население 3 миллиона человек, из которых одна треть - пенсионеры.
Но чем это может обернуться? Во-первых, наша область по уровню экономического развития значительно опережает Костромскую и Ивановскую. Это не совсем их вина, но это так. У нас уровень бюджетной обеспеченности на одного жителя региона - 6700 рублей, это третье место в Центральном федеральном округе после Москвы и Московской области. В Костроме и Иванове эти показатели на две тысячи меньше, чем у нас. Соединили мы три области. Где гарантия того, что наши головы и федеральные политики позволят там развить экономику до такой степени, что их уровень жизни достигнет ярославских показателей?
Во-вторых, если сливаются три территории, что, уменьшится аппарат? Никогда еще не было в истории, чтобы при слиянии предприятий, регионов или стран уменьшалось число чиновников. Оно вырастет, тут не нужно быть большим специалистом. К тому же люди психологически не готовы к объединению, да и Конституция не очень позволяет это делать. Предложение ярославского отделения партии "СПС" о проведении референдума с вопросом: "Поддерживаете ли вы объединение Ярославской и Костромской областей?" - на мой взгляд, не корректно по отношению к костромичам. Мы не можем за них решать этот вопрос.
Ярославль