Недавно из Новосибирской картинной галереи украдено полотно кисти Айвазовского "Корабль на мели", которое датируется 1872 годом. Это первая кража с момента создания галереи в 1958 году. Небольшая картина Айвазовского (46 на 65 см) была передана из Русского музея и, по данным специалистов Новосибирской картинной галереи, оценивается в сумму от 120 до 150 тыс. долларов. Правда, оценочной экспертизы полотно ни разу не проходило. Поэтому истинной стоимости украденной работы Айвазовского никто не знает.
Похитителя уже успели записать чуть ли не в суперпрофессионалы. Однако местные СМИ выяснили, что на пути злоумышленника трудностей не было.
Во-первых, на стене галереи, по которой на второй этаж поднялся похититель, закреплена металлическая труба, а выступы здания послужили преступнику удобной лестницей. Он легко выставил стекла окна, потом срезал шнур, на котором висела картина, затем так же спустился вниз и скрылся. На всю операцию преступнику понадобилось примерно 50 секунд. Следственный эксперимент, который ставила милиция на следующий день, дал результат в 55 секунд.
Контрольное время, за которое на сигнал тревоги должен прибыть на место происшествия экипаж вневедомственной охраны, три минуты. На этот раз группа захвата оказалась у картинной галереи через две минуты. Но похитителя уже и след простыл.
Любопытно, что вопроса о возмещении стоимости похищенного со стороны вневедомственной охраны, несущей материальную ответственность за охраняемое имущество, даже не возникло. Дело в том, что руководство Новосибирской картинной галереи буквально засыпано предупреждениями вневедомственной охраны о том, что здание плохо защищено как раз со стороны окон. Специалисты охраны давно предлагали установить на окнах решетки. Однако охране объясняли, что, с одной стороны, для этого нет средств, а с другой, мол, не хотелось бы портить облик исторического здания.
И все же главное - отсутствие средств. Уже после кражи картины Айвазовского вневедомственная охрана ставила вопрос о снятии Новосибирской картинной галереи с охраны. Она задолжала примерно 300 тыс. рублей. При этом расценки на услуги по охране галереи как государственного учреждения сведены к минимуму. Нет у галереи и средств, чтобы поставить под "точечную" охрану особо ценные полотна. Кстати, там выставлены куда более дорогие художественные работы, чем украденный Айвазовский. Симптоматично, что датчики, установленные в залах новосибирской "картинки", реагируют на движение. Поэтому сигнализация на пульте охраны срабатывала чуть ли не каждый день. Например, от движения штор. Знаменательно, что с момента кражи до сих пор ни руководство Новосибирской картинной галереи, ни управление культуры обладминистрации не выходят с предложениями об организации более надежной охраны.
Выходит, что картину мог похитить отнюдь не профессионал, а любой рисковый человек, которому хорошо заплатили. Если это так, то сыщикам придется нелегко. Кроме этого очевидно, что в известные теперь многим проблемы, связанные с охраной галереи, похититель был посвящен слишком хорошо.
Безусловно, центральный вопрос, который стоит перед сыщиками, - в чьи руки могла попасть картина. По некоторым данным, полотна знаменитого русского мариниста постоянно выставляются на аукционе Сотбис. Уходят они за немалые деньги предположительно в частные собрания российских коллекционеров. Специалисты утверждают, что у западных ценителей живописи Айвазовский спросом не пользуется. Скорее всего "Корабль на мели" останется в России. А это дает надежду, что картина все же найдется.
Новосибирск