Сегодня должны быть объявлены официальные итоги выборов губернатора Красноярского края. Результаты, впрочем, уже известны: победителем стал губернатор Таймыра Александр Хлопонин. Бывший гендиректор "Норильского никеля" набрал, по предварительным данным, 48,5% голосов, опередив главу краевого Законодательного собрания Александра Усса на 5%.
Если этот результат и стал сенсацией, то сенсацией ожидаемой. Ход избирательной кампании накануне второго тура наглядно показал, что определяющим (а может быть, единственным) фактором триумфа Хлопонина стал его колоссальный финансовый ресурс, попавший в конечном счете к избирателям, средствам массовой информации и политическим силам левой ориентации. Информационные агентства уже сообщили, ссылаясь на местных наблюдателей, что общие затраты Хлопонина на предвыборную кампанию оцениваются в 25-37 млн. долларов. Главный же политический урок прошедших выборов заключается в том, что на них впервые и успешно была отработана стратегия "выборов за деньги", подразумевающая возможность избрания в России на крупный политический пост человека, не обладающего достаточной репутационной, электоральной базой.
Самая малая толика его материального ресурса, как водится, распределялась среди избирателей. В достаточно богатом Красноярском крае плата за голос стоила не бутылку водки (как в других регионах победнее), а достаточно весомую сумму. Агентство региональных новостей сообщило, что за три дня до голосования в городе Ачинске был задержан местный житель, скупавший голоса избирателей, явившихся на досрочное голосование в кинотеатр "Сибирь". Вместе с ним были задержаны трое человек, получивших от агитатора по 1000 рублей каждый за то, чтобы они отдали свои голоса за Александра Хлопонина. Еще несколько членов агитационной группы сумели скрыться от милиции. По словам председателя Ачинской территориальной избирательной комиссии Юрия Мирошкина, наряд милиции был вызван членами участковой избирательной комиссии, обнаружившими около участка людей, призывавших досрочно участвовать в выборах и предлагавших деньги за голоса в пользу таймырского губернатора. Задержанный милицией "агитатор" имел при себе 46 тысяч рублей, происхождение которых объяснить не смог. Эти деньги были изъяты в качестве вещественного доказательства, а после проведения необходимых следственных действий, как заявил прокурор Ачинска Юрий Матвеев, по информации того же агентства, будет заведено уголовное дело по факту подкупа избирателей.
Ко второму туру хлопонинским штабом был полностью отмобилизован север края, особенно Таймыр и Норильск. Причем поощрение избирателей кроме "лобовой мзды" приняло довольно прихотливые формы. Как сообщило РИА "Енисей-информ", вслед за доставкой к избирательным участкам за полцены на такси и раздачей бесплатных сувениров в первом туре в Норильске было решено разыграть среди голосующих туристические путевки. Руководство местной транспортно-туристической компания "Интеррос-транстур", по словам ее директора Анатолия Чирича, решило приложить свои усилия к обеспечению максимальной явки жителей Норильска на избирательные участки 22 сентября. Как заявил Чирич информационному агентству "Норильские новости", после подведения итогов выборов будет выявлен избирательный участок с максимальной явкой избирателей и среди проголосовавших на этом участке будут разыграны два приза: путевка в Египет на неделю, а также бесплатная поездка в любой из городов России и обратно.
Гораздо больших вложений потребовали средства массовой информации. Но эти расходы окупились сторицей, большинство СМИ работало, что называется, в одни ворота. По оценке экспертов, с Уссом готовы были сотрудничать только "полторы" телекомпании, одна радиостанция и одно информационное агентство. Как сообщило РИА "Енисей-информ", некоторые местные издания напрямую отказывались "размещать материалы штаба Александра Усса как на платной, так и на обязательной бесплатной основе".
Это касалось не только местных СМИ. Многие Федеральные также поддерживали, в основном, Хлопонина. И это особенно важно в условиях, когда на части территории края невозможно смотреть никакие другие телеканалы, кроме ОРТ и РТР. На местных же кабельных телеканалах, по информации агентства "Стрингер", хлопонинцы просто увеличили рекламные прибыли в разы.
Все это просто не могло не сказаться на уровне "обработки" избирателей. Это, в частности, в ночь голосования подтвердил и депутат Законодательного собрания края Олег Пащенко, заявивший, что за Хлопонина в основном проголосовали жители мало информированных окраин и севера.
Но самой поразительной чертой красноярских выборов впервые за новейшую российскую историю стало реальное сотрудничество левой оппозиции со столь ненавистными им олигархами, к которым политтехнологи Хлопонина открыто причисляют своего клиента. По-видимому, трансформация российского общества достигла той отметки, когда сами кандидаты от патриотов окончательно разуверились в своей победе на федеральном уровне и решились окончательно конвертировать предвыборную риторику в более весомые капиталы. Именно это наводит на уже не раз озвученную в прессе мысль о будущем возможном тандеме Хлопонина с коммунистами в ходе президентских выборов-2008, где кандидат от левых сил традиционно займет второе место, а затем уступит свои голоса.
Правда, в порыве объединения с КПРФ пиарщики таймырского губернатора явно перегнули палку. Уже после 20 сентября они продолжали распространять листовку, отпечатанную тиражом 750 000 экземпляров и озаглавленную "Сергей Глазьев за Александра Хлопонина". В связи с этим занявший третье место в первом туре Глазьев обратился к председателю Красноярской краевой избирательной комиссии, обвинив победившего на губернаторских выборах Александра Хлопонина в использовании незаконных методов в ходе предвыборной кампании.
Как пишет в своем обращении Глазьев, информация, приведенная в листовке, "не соответствует действительности". Депутат просит руководство Красноярской краевой избирательной комиссии "в соответствии с компетенцией этого органа рассмотреть вопрос о влиянии дезинформации на результаты голосования избирателей во втором туре выборов губернатора Красноярского края".
Сторонники Хлопонина называют его политиком новой волны. С этим трудно не согласиться. В Красноярске бывший глава "Норникеля" действительно обкатал совершенно новую предвыборную стратегию, основными слагаемыми успеха которой стали три элемента: деньги, деньги и деньги.