Через два дня станет ясно, кто возглавит Красноярский край на ближайшие четыре года. Второй тур губернаторских выборов в самом большом субъекте Российской Федерации определит, чей ресурс оказался сильнее - "северянина" Александра Хлопонина или "южанина" Александра Усса.
О том, что предвыборные кампании Хлопонина и Усса строились на весьма несхожих принципах, писали не раз. PR-команды бывшего директора "Норильского никеля" и экс-губернатора Таймыра отказались от методики активных внешних нападок на конкурентов и попытались выстроить работу по двум стратегическим направлениям: личный PR Хлопонина как "крепкого хозяйственника" и "умелого менеджера" и перетягивание на свою сторону избирателей южной части края среднего и старшего возраста, отчасти ностальгирующих по советским временам, но в то же время желающих каких-то перемен. Естественно, что свою роль сыграли и значительные финансовые вливания "Норникеля".
Мы не беремся утверждать, что PR-стратегия ближайшего сподвижника Владимира Потанина на этих выборах на самом деле имеет иную, хоть и отдаленную во времени, но более высокую цель - президентские выборы 2008 года. Аргументированные мнения на этот счет уже прозвучали. Важно другое - на красноярских выборах впервые была продемонстрирована реальная возможность не только прорыва олигарха на губернаторский пост, но и союза крупной ФПГ с представителями левой оппозиции и народно-патриотических сил.
Возможно, что именно последнее (наряду с необычайно высокими финансовыми затратами) и подтолкнуло аналитиков к выводу об отработке "президентской модели" выборов. Ведь "параллельный" кандидат от левой оппозиции - непременный атрибут кампании по избранию первого лица государства, выполняющий отведенную ему роль. Именно этот кандидат в критический момент может поддержать основного претендента, с которым у него якобы имелись непримиримые разногласия.
В данном случае о союзе (как неотъемлемом элементе репетиции выборов-2008) левых и ФПГ в лице кандидата "Норникеля" говорят следующие факты:
1) ставка на "новое" как принцип. Присутствует и в программе Хлопонина, и в обращениях Глазьева. Региону нужен новый человек, прежний должен уйти - вот основной посыл;
2) целенаправленное использование PR-командой Хлопонина понятий, рассчитанных на левый электорат (а также большую часть людей среднего и старшего возраста), негативно относящийся к олигархам и ностальгирующий по советским временам. Методы исполнения достаточно просты: фразы и заголовки типа "путинский призыв", "цели определены, задачи поставлены", "сохраним связь поколений", "главное - забота о человеке" (см. персональный сайт А.Хлопонина) призваны вызвать "созидательные" ассоциации и автоматически перенести их на А.Хлопонина, отведя на второй план его социальный статус и так называемый географический аспект. Думается, что подобные меры призваны оказать также воздействие на сознание людей, живущих на юге края и традиционно относящихся с настороженностью к жителям Таймыра;
3) большую роль призвана играть "социальная" составляющая агитации. Здесь необходимо подчеркнуть, что социальная часть программы Хлопонина - ее самое слабое место. Она неконкретна, декларативна и в силу своей виртуальности даже стилистически отличается от других разделов, нося лозунговый характер. Именно поэтому этот сегмент кампании имеет исключительно агитационные тона;
4) привлечение представителя левой оппозиции к сотрудничеству с кандидатом "идейно чуждой" структуры на основе поиска неких точек соприкосновения. Взаимодействие может выражаться в подписании совместных документов, переговорах, двусторонних встречах и т.п.;
5) организация выступлений представителей левой оппозиции, формально не связанных с баллотирующимся представителем левых, в пользу кандидата от олигархата.
Помимо этого есть еще масса черт, заставляющих говорить об означенном сходстве. Да и предвыборный штаб Хлопонина (как, впрочем, и он сам) иногда излишне прямолинейно демонстрируют этот союз. Можно вспомнить заявление Хлопонина о том, что за ним - поддержка сторонников Глазьева. Или заявление представителя "Аграрной России" Александра Фомина, утверждавшего, что Хлопонин уделяет большое внимание социальным вопросам и именно поэтому пошел на союз с левыми, зная, что у коммунистов социальная программа традиционно сильна.
Наконец, в ход пошла и "тяжелая артиллерия". 16 сентября с заявлением выступил член думского комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Юрий Маслюков. Связи Маслюкова с Потаниным давние - они работали по Ангарскому нефтехимическому комбинату, по Ковыктинскому месторождению, по другим промышленным проектам. А потому выступление г-на Маслюкова на стороне кандидата "от Потанина" вполне закономерно.
Оттого и текст заявления Маслюкова буквально совпадает с основными лозунгами Хлопонина: сильный менеджер, имеющий четкую программу, человек, который выведет край из кризиса и решит социальные проблемы.
Впрочем, подобные союзы, как показывает практика, носят в основном тактический характер. Более мощный в финансовом и административном плане партнер обычно после победы забывает об обязательствах перед тем, кому он обязан победой. В данном случае такой вариант вполне возможен - слишком разные цели у соратника Владимира Потанина и левой оппозиции. А путь в Кремль и работа на благо трудящихся - вещи несовместные.