Чтобы понять, как республиканской политической элите удается бесконтрольно пользоваться бюджетными средствами, необходимо вернуться в начало 90-х годов, когда республика взяла курс на построение независимого государства. После принятия Декларации о государственном суверенитете была сделана серьезная попытка принять Акт о независимости. И уже в 1993 г. в республике был принят одноканальный бюджет, когда все деньги здесь собирались и здесь же оставались. Он лопнул через девять месяцев.
Потом был Договор о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан. Десять из пятнадцати экономических соглашений к нему, подписанных на пять лет, так и не были представлены депутатам Верховного совета для ознакомления. Основной закон республики переписали, выбросив из него все демократические нормы. Одновременно были внесены существенные коррективы и в закон о выборах, что позволило вручить депутатские мандаты всем главам городских и районных администраций. В 1995 г. из парламента убрали всю оппозицию. После этого говорить о демократии при принятии решений законодательным органом не приходится.
Сейчас де-юре Татарстан находится в едином с Россией правовом и финансово-экономическом пространстве, а де-факто сложившийся здесь в начале 90-х годов клановый режим сохранен в части наибольшего благоприятствования для властной политической элиты. Особенно показательны в этом смысле последние четыре года. Местные СМИ с подачи местных властей кричат о том, что федеральный Центр грабит республику, забирая львиную (60%) долю налогов в федеральный бюджет. А что происходит на самом деле?
В 1999 г. республиканский бюджет по доходам был исполнен на 151%, в 2000 г. - на 219%, в 2001 г. также был выполнен двойной бюджет. Ни разу "второй" бюджет своевременно не обсуждался Государственным советом. Ни разу народные депутаты не участвовали в распределении сверхдоходов. Когда в 2000 г. демократическая оппозиция получила один депутатский мандат и я появился в парламенте, утверждали исполнение бюджета 1999 г. и задним числом списывали сверхдоходы. В том числе 60 млн. руб., отданные одному из республиканских банков и якобы потерянные. Принятием исполнения их включили в бюджет.
Согласно Бюджетному кодексу РФ, при исполнении бюджета больше чем на 110%, исполнительная власть должна внести в законодательный орган предложения по распределению этих денег. Если законодательный орган в течение двух недель никак не отреагировал на это, то исполнительная власть получает право самостоятельно распорядиться дополнительными средствами в следующем порядке: погашение госдолга, дефицита, а дальше - распределение средств пропорционально на каждую статью бюджета. Наша исполнительная власть никогда этого не делала, ибо свято блюла свой Закон "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Республики Татарстан".
Наша бюджетообразующая база по сравнению с другими российскими регионами гораздо выше. Собираемых здесь налогов вполне хватило бы для того, чтобы показатель жизненного уровня местного населения в несколько раз перекрывал средние показатели по России. Но эти деньги до народа не доходят. Этот кусок бюджета получает кабинет министров для свободного и бесконтрольного манипулирования. При этом в том же 2000 г. по итогам десяти месяцев при двойном перевыполнении доходной части кабинет министров не смог в полном объеме выплатить детские пособия: в казне не оказалось денег.
Сегодня общественной организации "Равноправие и законность" удалось отменить через суд два пункта в двух статьях местного Закона "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе РТ", которые как раз позволяли правительству распоряжаться по своему усмотрению дополнительными доходами. Формально. Фактически на всей территории России должен действовать Бюджетный кодекс РФ. Неоднократные выступления в парламенте о необходимости через законодательный орган распределять дополнительные доходы бюджета 2000 г. не возымели никакого действия. В июле 2001 г. мы обратились также в суд с жалобой на неправомерные действия президента и Госсовета, требуя отменить закон по исполнению бюджета 2000 г., поскольку вместо президента закон был представлен кабинетом министров, Госсовет списал его в нарушение федерального законодательства, не проведя внешней проверки, а подробная роспись исполнения бюджета не была опубликована в печати.
Нам удалось отменить этот закон, и на последней пленарной сессии он был вновь представлен депутатам.
По итогам исполнения бюджета 2001 г. имеется несколько документов, которые поражают своим разночтением. В законе о бюджете установлена сумма доходов в 20,9 млрд. руб., собрано по отчету 41,8 млрд., из них израсходовано 40,5 млрд.
Бюджет текущего года, и новый министр финансов на последней сессии это подтвердил, также выполнен в течение первого полугода более чем на 110%. Министр финансов с трибуны объявил, что в базе данных есть роспись расходов, но того приложения поквартального, где можно посмотреть, на что и сколько потрачено, как раз нет. Правительство продолжает игнорировать как судебные решения, так и федеральный закон. К решению проблемы подключилась теперь уже генеральная прокуратура.
Казань