Еще со времен Николая Карамзина считалось, что окончательное падение ордынского ига произошло в 1480 году, то есть после великого стояния на реке Угре.
Однако, по мнению доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника института Российской истории Антона Горского, это случилось на восемь лет раньше, после осады города Алексина.
Пока консерватизм российской исторической науки в отношении новых трактовок известных событий с трудом пробивает дорогу в Москве, в Алексине к данному открытию отнеслись с большим вниманием и даже организовали научно-практический семинар "Значение событий 1472 года под Алексином в свержении ордынского ига на Руси", посвященный 530-летию героической обороны алексинцев, преградивших путь войскам хана Ахмата на Москву.
По мнению Антона Горского, оборона Алексина долгое время не находила достойного места в военной истории, потому что были избраны неверные критерии оценки. Историк считает, что надо учитывать не столько длительность обороны, сколько силу нападавших войск.
Наконец, главным критерием оценки значения битвы с ордынскими войсками должны быть ее политические последствия. Польский хронист Другаш, на которого ссылается Горский, еще в 1479 году, давая характеристику Ивану III, писал, что московский князь сверг варварское иго. В 1473 году Иван III вел переговоры с крымским ханом Менгли Гиреем. В них речь шла о военном союзе против общих врагов, польского короля и хана Ахмата. В сохранившихся документах нет никаких намеков, что Москва зависит от большой Орды. Они договариваются как два суверенных государства. И, наконец, в Вологодско-пермской летописи говорится, что Ахмат упрекал Ивана за то, что тот не платит дань. Значит, дань перестали платить именно в 1472 году или чуть позже.
Таким образом, тульская земля может претендовать на то, чтобы стать местом, где сначала на Куликовом поле, а потом и под Алексином в борьбе с ордынским игом зародилась российская государственность.
Тула