В Тульской городской Думе назревает политический скандал, связанный с недовольством группы депутатов действиями главы города Сергея Казакова, который согласно уставу Тулы должен только вести заседания Думы, а фактически ею руководит.
В апреле прошлого года тульский предприниматель Лев Волков обратился с жалобой в районный суд на решение городской Думы (принятое, кстати, почти четыре с половиной года назад), по которому председателем представительного органа является глава Тулы Сергей Иванович Казаков.
По мнению Волкова, оно является незаконным, так как противоречит уставу города Тулы, а также действующему областному и федеральному законодательству, регулирующему основы местного самоуправления.
Почти пять месяцев в районном суде дожидалась своей очереди жалоба предпринимателя. И наконец 23 ноября 2001 года, рассмотрев доводы заявителя и ответчика, суд пришел к выводу, что удовлетворению она не подлежит на том основании, что действие принципа разделения властей не распространяется на местное самоуправление, которое не входит систему органов государственной власти. К тому же председатель Думы Сергей Казаков не принимает участия в голосовании, хотя и участвует в обсуждении вопросов. Как сказано в решении суда, он лишь "обеспечивает необходимое согласование деятельности исполнительной и представительной ветвей власти".
В чем выражается это согласование, депутаты имеют возможность наблюдать уже пятый год. Сергей Казаков не только формирует аппарат представительного органа, но и ставит свою подпись под его финансовой отчетностью. Таким образом, он получает возможность влиять на депутатов.
Например, ни в Думе первого, ни в Думе второго созыва так и не было создано контрольной комиссии, хотя депутаты проголосовали за это решение еще в конце 1997 г. Правда, в очередном проекте структуры Тульской городской Думы, гуляющем по кабинетам депутатов, нашлось место для контрольной комиссии, однако подчиняться она будет руководителю аппарата, который выполняет указания председателя, то есть Сергея Казакова.
Нельзя утверждать, что бюджетные средства (а это два миллиарда рублей) расходуются бесконтрольно. Городские чиновники регулярно отчитываются перед народными избранниками об исполнении решений представительной власти, и все у них оказывается гладко. Однако депутаты так и не смогли получить ответы на простые, казалось бы, вопросы. Например, о том, куда ежегодно деваются почти 30 млн. руб. из 40, вырученных от аренды торговых площадей возле Центрального рынка?
Вернемся к жалобе предпринимателя, которая так и не была удовлетворена районным судом. Лев Волков, убежденный в своей правоте, решил обжаловать решение и обратился в областной суд. В своем определении, вынесенном в марте нынешнего года, вышестоящий судебный орган принял сторону заявителя, констатировав, что понятие "председатель" и "председательствующий" означают не одно и то же, поскольку председатель - это руководитель организации, а председательствующий лишь выполняет эти обязанности во время заседаний. Таким образом, областным судом было подтверждено, что городская Дума, назначив председателем Сергея Казакова, нарушила не только принцип разделения властей, но и устав, по которому глава города хоть и ведет заседания Думы, но подотчетен представительному органу.
Теперь дело вновь направлено в районный суд для нового рассмотрения. Оно попало вновь к тому же судье, который принял ошибочное решение.
Депутат гордумы Лидия Савельева, работающая в представительном органе уже второй срок, так прокомментировала ситуацию корреспонденту "НГ": "Вот уже пятый год Дума фактически не может выполнять своей контрольной функции из-за того, что глава города является ее председателем. В большинстве регионов он избирается из числа депутатов. Но даже если нам удастся выбрать председателя Думы из своего состава, я не уверена, что это может коренным образом все поменять. Нелепость ситуации заключается еще и в том, что изменить устав сегодня практически невозможно, поскольку для этого необходимо проводить референдум".
Впрочем, специалисты, досконально знающие глубину этой проблемы, считают, что правовая коллизия, сложившаяся в Туле (да и не только в Туле, но в других муниципальных образованиях области), имеет корни в федеральном законодательстве о местном самоуправлении. Поэтому с принятием нового варианта Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменения в устав Тулы можно будет внести и без референдума.
А пока этого не произойдет, Сергей Казаков будет по-прежнему един в двух лицах. Сам исполняет решения Думы и сам же себя контролирует.
Тула