- Так каковы же итоги встречи на самом деле - победа или поражение?
- Ответ совершенно однозначен - мы получили положительную оценку работы группы на самом высоком уровне. Впервые в нашей истории получилось так, что работа была доведена до своего логического конца, до реальных результатов, а не по Черномырдину - "хотели как лучше, а получилось как всегда". И все это - благодаря кипучей энергии неугомонного Амана Тулеева. С мая по август этого года он развил такую "бурю и натиск", что все проблемы отрасли, которые министерства последнее десятилетие невнятно перепоручали друг другу, нашли четкую и ясную формулировку и алгоритм решения. При постановке своих вопросов мы сумели "зацепить" проблемы смежных отраслей и всей экономики в целом, так что стало ясно, что начинать надо с комплексной экономической стратегии страны.
- Но ведь по основным просьбам - понижение железнодорожных тарифов, повышение импортных пошлин, списание долгов - правительство не пошло на уступки?
- Не было таких лобовых требований. Это журналистская братия постаралась выдать черное за белое. Был серьезный разговор с цифрами в руках - о том, есть ли ресурс у железнодорожников, у портов, у энергетиков для производственного роста в угольной отрасли и хорошо или плохо этот рост скажется на российской экономике. Смежники честно признались, что они не готовы к такому повороту дел, а на уровне российской макроэкономики в целом об этом вообще никто не задумывался.
- Почему вы считаете, что диалог с правительством получился конструктивным?
- Потому что были даны четкие и ясные поручения министерствам и ведомствам. Вы о них уже слышали, но давайте уточним окончательно: навести порядок с выдачей лицензий, разработать единую экспортную стратегию, железнодорожники должны ввести сезонные льготные железнодорожные тарифы (эти льготы будут действовать в период массовой заготовки угля для подготовки к зиме; и новые тарифы, вероятнее всего, начнут действовать уже в нынешнем году. Более того, МПС предметно займется развитием железнодорожного хозяйства с учетом будущего увеличения добычи угля), решено направить инвестиции на развитие угольной отрасли по соглашениям о разделе продукции, как это сейчас происходит в нефтяной отрасли, министр транспорта Сергей Франк пообещал Тулееву втрое увеличить к 2005 году пропускную способность угольных терминалов в портах Юга и Северо-Запада России; только на усиление мощностей морского порта в Балтийском море (Усть-Луга) будет выделено 300 миллионов рублей, государство возьмет под контроль погашение долгов, которые образовались при закрытии шахт и создании новых рабочих мест, а также долгов, которые образовались в ходе сноса ветхого жилья в шахтерских городах, кроме того, будет рассмотрена возможность реструктуризации долгов угольных предприятий бюджету. Президент дал месячный срок Виктору Христенко для рассмотрения вопроса об увеличении сроков погашения задолженности угольных компаний в бюджеты всех уровней. Рабочая группа Госсовета рекомендовала увеличить его с 6 до 10 лет при одновременном снижении процента пени, начисляемой на эти долги, с 5% до 2,2%, в следующем году из бюджета будет выделено 2 миллиарда рублей на снос ветхого жилья горняков, Минтруду поручено рассмотреть вопрос о повышении пенсий шахтерам.
- Вопрос в том, будут ли эти предписания выполнены или так же благополучно "спущены на тормозах", как и многие другие распоряжения правительства?
- Чтобы этого не случилось, я считаю, что рабочая группа ни в коем случае не должна расслабляться и снижать интенсивность своей работы. Без координации аналитиков группы и энтузиазма их руководителя все дело немедленно заглохнет. Сейчас наше движение находится на пике - впервые угольная общественность страны объединилась не для "рельсовых войн", а для выработки конструктивных предложений. До кемеровского губернатора никто не смог консолидировать противоречивые интересы разных областей. Сейчас его единогласно поддерживает общественность каждого из угледобывающих регионов. Вы должны понимать, что Тулеев совершил настоящий прорыв, в кратчайшие сроки разработав и представив на заседание Госсовета такой сложный аналитический документ, как стратегия развития угольной отрасли.
- Но ведь было решено, что она нуждается в доработке?
- Это не так. Было решено - и тут я цитирую президента, - "что более подробно выход угольной отрасли из кризиса будет прописан в "Энергетической стратегии России до 2020 года", разработка которой должна быть завершена уже к ноябрю этого года. В основу этой стратегии следует положить анализ состояния ресурсной базы и добывающих мощностей угольной отрасли, а также оценить потенциальную потребность внутреннего и внешнего угольного рынка".
То есть речь идет о включении наших предложений в более комплексную стратегию. И это естественно: как показала наша работа, нужно двигаться от более общего к частному. В идеале нужно было бы начинать с комплексной экономической стратегии страны, частью которой была бы энергетическая стратегия, а из нее уже органически вытекали бы основные направления развития угольной отрасли. Я уверен, что это вопрос времени: раз мы "сподвигли" правительство на срочное написание энергетической стратегии, то логическая необходимость заставит его форсировать написание общеэкономической. Если правительство возьмет пример с ударных темпов работы нашей группы, то вскоре на свет появится документ, которого мы давно с нетерпением ожидали.
Что же касается главного для нас вопроса - об изменении перекосов ТЭКа и увеличении доли угля в балансе в соответствии с потребностями экономики, - то я уверен, что он будет решен в рамках всех стратегий положительно, потому что это единственно верное решение для российской экономики.
- Вы верите в то, что газ подорожает до конкурентоспособного уровня с углем?
- Если бы мы находились в поле рыночной экономики, то паритет цен установился бы естественным образом - ведь во всем мире признают, что дешевле топить углем.
Газ подорожает тогда, когда мы окончательно откажемся от административно-командных методов в экономике, и тогда это подорожание пройдет безболезненно и естественно. Во всяком случае, президент настойчиво посоветовал предприятиям, потребляющим газ, подумать о перспективе выравнивания мировых и внутренних цен.