Эффектные кадры поездок по регионам вполне могут воплотиться в сюжеты предвыборных плакатов.
Все то, чего коснется президент, приобретает необыкновенное значение. Обсуждая недельную поездку Владимира Путина по стране, все заинтересованные лица и просто любопытствующие стараются не упускать мелочей. Всякой детали, даже случайной, дается толкование, во всем находится смысл и тайное значение, какового на самом деле, возможно, нет и не было.
Когда на Центральном стадионе Казани Владимир Путин и Минтимер Шаймиев вышли на персидский ковер, чтобы открыть большой спортивно-культурный праздник, и застыли при первых звуках российского гимна, опустив руки по швам и устремив взоры на флагштоки с двумя государственными флагами, российский гимн вдруг "заело"... Звук, к ужасу организаторов действа, появлялся и исчезал на протяжении всего времени, пока российский флаг поднимался по флагштоку. На лице Владимира Путина появилась еле заметная улыбка. Шаймиев нахмурился... Дорого ли обошлась неприятная случайность радистам стадиона и прочим "стрелочникам", можно только догадываться, но зато какая пища для размышлений досталась любителям искать в любом казусе символическое значение!
Не меньший смысл можно при желании придать и тому обстоятельству, что организаторам III съезда Всемирного конгресса татар, проходившего в это время в Казани, так и не удалось вручить российскому президенту поистине ханский подарок - национальный халат и тюбетейку из шитого золотом темно-зеленого бархата, специально заказанные лучшим мастерам и художникам Фонда национально-культурного центра "Туран". Дорогой подарок не нашел хозяина по вполне "житейской" причине - президент задержался в предыдущем пункте своего маршрута, в Кемеровской области, и не успел прибыть в Казань к намеченному времени. Но последствия опять-таки получились "символическими": Путин так и не появился на заседании конгресса, где высказывались весьма резкие претензии к федеральной власти, особенно за то, что ее нарастающая централизация ведет якобы к унификации регионов.
В Приморье другая история с подарком дала повод для политических гаданий и иронических сопоставлений. Там не президенту дарили, а наоборот. Встретившись за пять дней пребывания в крае с очень многими местными политиками и администраторами, Владимир Путин особое президентское благоволение продемонстрировал по отношению к главе Хасанского района Виктору Кривулину. Впечатления президента от посещения портов района на паруснике "Надежда" были, видимо, настолько приятными, что Путин на прощание подарил главе районной администрации часы. Приморцы тут же вспомнили, что в свое время такой же подарок получил от Владимира Путина губернатор края Евгений Наздратенко - да вот только через год после этого ушел в отставку.
Даже такие эпизоды вызывают пристальное внимание прессы и становятся поводом для дискуссий, но главным остается вопрос: какова же была главная цель столь продолжительной во времени и протяженной в пространстве поездки президента? Отмечают, что таких поездок не было, пожалуй, со времен президентской предвыборной кампании 2000 года. И в этом наблюдении уже содержится намек на ответ.
В Приморье некоторые наблюдатели полагают, например, что пятидневное пребывание главы государства в крае в самое благоприятное время года можно расценивать как... небольшой семейный отпуск, который обеспечивался среди прочего теплоходом "Русь", на котором были размещены жена и дочери президента. Может быть, в этом есть доля истины, но даже самые отпускные эпизоды путинской поездки служат главному делу хождения в электорат. В Хасанском районе Приморья президент решил искупаться, а искупавшись, вышел на берег в сопровождении одного охранника прямо к палатке семейной пары туристов-дикарей. Муж в это время колол дрова. Президент поздоровался с женой, и последняя, убедившись, что перед ней и в самом деле Владимир Путин, принялась звать мужа: "К нам президент пришел!" Муж естественным образом некоторое время отмахивался, пока, присмотревшись, не узнал в обыкновенном купальщике главу государству. О чем беседовал президент с "дикарями" - неизвестно.
Что касается практических результатов совещания по проблемам Дальнего Востока, то они пока просматриваются весьма неопределенно. Ни одной серьезной проблемы на встрече с президентом решить пока не удалось, в том числе много проблем остается с федеральной программой "Дальний Восток и Забайкалье". По словам приморского губернатора Сергея Дарькина, "предстоит сложная работа по согласованию тактических целей региона и стратегических - федерального Центра".
Наверно, такие проблемы и не решаются в ходе визитов, даже и пятидневных, - просто не успеть, это требует многодневной рутинной работы многих людей и организаций. Но вот что Владимир Путин вполне успел за время поездки, так это встретиться с представителями разных и очень важных для его политического рейтинга социальных групп и продемонстрировать им свое особое и многообещающее внимание.
Во Владивостоке и Чите президент демонстрировал, во-первых, намерения Москвы всерьез заняться экономическими и социальными проблемами Дальнего Востока, а во-вторых, внимание к проблемам флота и армии, говорил о наведении порядка в Вооруженных силах, о приоритетных направлениях военной реформы, о грядущем уже в скором времени повышении денежного довольствия для военных.
В Кузбассе Путин обратился к проблемам шахтеров и угольной отрасли в целом. Отрасль он назвал "перспективной, связанной с деятельностью десятков тысяч людей", как самую существенную проблему выделил низкую заработную плату, а также сказал о необходимости "подумать по горняцким пенсиям" с тем, чтобы пенсионное обеспечение горняков сделать достойным. Внимание к шахтерскому Кузбассу для Владимира Путина тем более важно, что в марте 2000 года во время президентских выборов он получил здесь рекордно малое количество голосов - всего 25%.
В Татарстане президент РФ, с одной стороны, подтвердил, что федеральный Центр не намерен отступать в деле строительства вертикали власти, а с другой - показал понимание сложности национальных проблем. Когда татары из Башкирии пожаловались Путину, что "быть татарином в Башкирии нелегко", он парировал: "А русским в Татарстане? А чеченцам в Москве? А мордве во всех других частях Российской Федерации?.." Но в общем, ожидания какой-то напряженности между главой федеральной власти и упрямо отстаивающей самостоятельность республикой не оправдались. По крайней мере внешне все было мирно. И хождение в народ, который ждал российского президента перед Татарским театром имени Галиаскара Камала, прошло вполне гладко. "Президент, подойдите к нам!" - кричали ему из толпы, и он подходил, разговаривал, принимал челобитные, пожимал руки. А на праздничном концерте Владимир Путин сидел рядом с женой президента Шаймиева, красавицей Сакиной-ханум, с которой все время любезничал, что было замечено всеми без исключения телезрителями спутникового канала "Татарстан - новый век".
В общем, Владимир Путин действительно успел за эту неделю немало, и это понятно, потому что за оставшееся до выборов время успеть придется во много крат больше.
Конечно, не обошлось без легких недоразумений, но на то и специальные службы.
Еще до прибытия в Приморье Владимира Владимировича этим службам пришлось понервничать. На пограничной станции Хасан ожидали бронепоезд Ким Чен Ира, ехавшего в Россию для встречи с Путиным. Дежурившие вокруг станции фээсбэшники опешили, увидев вдруг выходящую из леса артиллерийскую технику... Все объяснилось просто: орудия из одной войсковой части отгоняли в капитальный ремонт. Ближайшая станция погрузки - Хасан. Солдаты решили срезать путь и добраться до Хасана через сопку. Спокойствие корейского лидера удалось сохранить непотревоженным, отогнав технику обратно в лес на безопасное расстояние.
В Казани во время упомянутого уже концерта безопасность президента обеспечивали снайперы, и, поскольку безопасность превыше всего, то расположились они на куполе цирка и минаретах кремлевской мечети "Кул Шариф".
Жаль, конечно, что специалисты федеральной службы охраны президента зря так тщательно дегустировали ужин, который хлебосольные мастера элитного казанского ресторана "Золотая подкова", принадлежащего ГУП "Татспиртпром", приготовили для Владимира Путина. Все по той же причине (задержался в Кузбассе, обсуждая проблемы угольной отрасли) он так и не отведал блюд, получивших высочайшую оценку качества: ни салатов овощных и фруктовых, ни севрюги, тушенной в белом вине, ни рулета из конины. Впрочем, это президенту должно быть жаль, а спецдегустаторы-то все успели попробовать. Им крепко повезло, не то что большой группе кремлевских сотрудников, которые во время президентского визита в Приморье проживали в гостинице "Владивосток" и заболели сальмонеллезом. Одна женщина была даже госпитализирована и сутки пролежала под капельницей.
А президент еще успеет отведать разные деликатесы. Ведь это, надо полагать, не последняя предвыборная поездка.
Владивосток-Казань-Москва