На Павловском автобусном заводе в Нижегородской области торжественно отметили полувековой юбилей со дня выпуска первого автобуса под маркой "ПАЗ".
Знаменитые "пазики" вместе с машинами Курганского автозавода в советское время стали своеобразными вестниками цивилизации для малых городов и поселков всей страны. Машины массового производства, предназначенные прежде всего для работы "там, где кончается асфальт", были абсолютны незаменимы для российского бездорожья. Недавняя трагедия в Чувашии, где потерпел катастрофу невероятно перегруженный "ПАЗ", никоим образом не бросает тень на надежность и выносливость этих автобусов: пассажиры погибли лишь из-за злосчастной российской безалаберности и безответственности.
С распадом СССР Павловский автобусный завод получил уникальную возможность занять ведущую роль в отечественном автопроме в связи с прекращением централизованных поставок автобусов - "Икарусов" из Венгрии и "ЛАЗов" с Украины. Однако в силу различных причин Павловский завод в конце 90-х все-таки оказался на грани банкротства. Ситуация разрешилась положительно два года назад, когда с приходом на предприятие новых инвесторов началось освоение перспективных моделей автобусов.
Если советская плановая система ограничивала конструкторов предприятия жесткими рамками производства автобусов исключительно малой вместимости для нужд сельского хозяйства (так называемый автобус для доярок), то теперь завод активно пытается занять нишу больших городских автобусов. Такие попытки руководство ПАЗа и холдинга "Русавтопром", куда входит завод, предпринимает в отсутствие четкой государственной политики развития этого вида транспорта. Руководители муниципальных образований, милиция предпочитают приобретать для нужд общественного транспорта подержанные автобусы из-за рубежа. Продиктовано это в первую очередь соображениями, которые становятся в России главными - низкой продажной ценой. О качестве надежности автобусного парка сегодня все чаще вспоминают в самую последнюю очередь. Тем не менее сегодня машины, выпущенные на ОАО "Павловские автобусы", не только возят доярок на фермы, но и обеспечивают во многом транспортные потребности крупнейших российских мегаполисов.
Нижний Новгород