Фармацевты отмечают значительный рост недоверия населения к лекарственным препаратам. Причина - обилие фальсифицированных препаратов на российском рынке. Так, в середине августа нижегородские правоохранительные органы обнаружили крупную партию (более 19 тыс. упаковок) фальсифицированного лекарственного препарата нистатин, предназначенного для реализации в аптечной сети области. Чуть ранее была обнаружена столь же крупная партия "левого" препарата маниил, закупленная на бюджетные деньги в рамках государственной программы "Сахарный диабет".
Специалисты уже подсчитали, что за несколько лет почти в 20 раз увеличились объемы реализации лекарств в нижегородской аптечной сети, тогда как количество фармацевтов с дипломом за это время не увеличилось. Поэтому риск попадания фальсифицированных лекарств в розничную продажу заметно возрос. Государство фактически самоустранилось от контроля за качеством фармацевтической продукции.
В начале года произошло повышение цен на лекарственные препараты в связи с введением налога на добавленную стоимость (15-20%). Кроме того, большинство российских производителей тогда же увеличили отпускные цены на собственную продукцию на 10-60% в связи с ростом энерготарифов. С 1 сентября на всей территории России меняются правила сертификации аптек. Чуть ранее были введены новые положения о лицензировании фармацевтических учреждений. Происходит изменение базовых принципов жизнедеятельности фармацевтической отрасли, но к чему все это в итоге приведет, никто пока сказать не может.
Специалисты уже отмечают изменения в структуре спроса. По словам председателя совета директоров нижегородской аптечной сети Германа Князева, если и раньше люди не всегда могли приобрести в аптеках качественные препараты в нужном объеме, то сегодня и подавно покупают чаще всего наиболее дешевые российские лекарства либо импортные препараты, произведенные в развивающихся странах. Об адекватной лекарственной помощи при этом говорить не приходится.
По словам Германа Князева, теневые моменты фармацевтического бизнеса возможны только там, где отсутствует реальная конкуренция, зато присутствуют бюджетные средства для закупки лекарств. Например, партия фальсифицированного маниила была закуплена властями по цене, гораздо ниже рыночной. Однако в результате бюджет пострадал на 500 тыс. руб., причем половина закупленной партии уже была распределена между диабетиками! Но самое интересное, что областной Центр по контролю качества и сертификации лекарственных средств первоначально дал добро на реализацию фальшивого маниила и только после команды из Минздрава России началось изъятие фальшивки.
Продекларированная государством опора на отечественного производителя в случае с лекарствами не действует. Специалисты отмечают, что все российские фармацевтические разработки отстали от мировых на десятилетия. Поэтому перспективы отечественного производства лекарств выглядят весьма и весьма туманно. Например, руководители ведущего нижегородского предприятия по производству лекарственных препаратов "Нижфарм" открыто заявляют, что в течение двух-трех лет будут раздавлены гигантами мирового фармацевтического рынка.
Как считает Герман Князев, в самое ближайшее время все российские фармацевтические предприятия будут куплены иностранцами, но из-за низкого платежеспособного спроса населения производиться на них будут препараты, вышедшие из патентного права, то есть разработанные 20-30 лет назад. Таким образом, об адекватной медицинской помощи жителям России придется забыть. Уже сейчас примерно половина россиян не в состоянии купить нужные им лекарства.
Особое беспокойство вызывает судьба муниципальных аптек. В Нижнем Новгороде функционирует не более 50 муниципальных аптечных заведений и около 250 частных. В области грядет второй этап приватизации аптек, и муниципальные аптеки скорее всего обречены. А ведь только в них инвалиды и ветераны могли получить лекарства по льготным рецептам - хотя бы теоретически. Как говорят сами фармацевты, если местные бюджеты худо-бедно выделяют средства для закупки льготных лекарств, то долги федерального бюджета по льготным медикаментам накапливаются в геометрической прогрессии. В Нижегородской области, например, соответствующие федеральные мандаты не погашались почти полгода.
Нижний Новгород