Эпоха "строек века" давно завершилась, однако для многих властей предержащих подобный способ прославить себя остается единственно приемлемым. Основная причина этого скорее всего в нежелании, а может, и неумении завоевать известность и популярность более эффективными и скромными методами.
Классическим примером неумения реализовать себя на поприще самоуправления являются действия, предпринимаемые уже длительное время администрацией Орловской области. Ну что поделаешь, в губернии отсутствуют промышленные предприятия-гиганты, космодром тоже в свое время не построили, да и просто какого-нибудь мало-мальски известного автозавода не наблюдается. Естественно, для местных чиновников, страдающих "наполеоновскими" амбициями, житья нет никакого. Да ведь и впрямь обидно - вон под боком такая же провинциальная Тула, а в ней и оружие, и самовары, и Ясная Поляна, не говоря уже о пряниках┘
И все же орловские власти не оставляют надежды прославить себя, а заодно и историческую родину. В списке предыдущих проектов (читай, прожектов), которые должны были по замыслу авторов превратить милый и тихий Орел в "столицу мира" Нью-Васюки, числятся такие, как строительство сборочного производства автомобилей "Фольксваген", стиральных машин "Канди" и даже посредничество в увеличении экспорта казахской нефти. С помощью компании с гордым именем "ОрелОйл" жители Орла, видимо, должны были вступить в эру коммунизма или хотя бы догнать и перегнать Бруней по количеству денег на душу населения. Впрочем, всем этим планам по причинам тем или иным сбыться было не суждено.
Однако долгожданный покой для орловчан так и не наступил, ибо местная администрация разродилась очередным проектом, а именно строительством нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в 60 км восточнее Орла. Презентация проекта состоялась в областном центре в начале 2002 года. Концепция строительства разработана в рамках соглашения о сотрудничестве между администрацией области и ОАО "Северная нефть", подписанного в мае 2001 года. Пожелания об увеличении суверенитета, высказанные первым президентом РФ, местные чиновники восприняли "буквально", решив собственными силами обеспечивать потребности области в бензине и дизельном топливе.
На первый взгляд все вроде бы нормально. Однако, если попытаться вникнуть и оценить реальные "про" и "контра" такого строительства, становится понятно, что дело тут вовсе не в заботе о народных благах. Во-первых, сразу бросается в глаза дилетантский подход к вопросу топливной независимости области. При существующих в России мощностях в нефтепереработке в 240 млн. тонн на внутреннем рынке потребляется не более 100 млн. Остальная же продукция идет на экспорт, так как внутри страны спроса не находит.
Более того, расчеты показывают явную убыточность проектируемого Орловского нефтеперерабатывающего завода. На территории европейской части РФ функционирует 10 НПЗ, так что ни о каком дефиците топлива говорить не приходится. Кроме того, эти компании имеют сеть собственных нефтебаз и АЗС. По мнению экспертов, даже если новый НПЗ и сумеет отвоевать себе нишу на российском рынке с его переизбытком нефтепродуктов (а также при условии сохраняющихся высоких цен на нефть) у таких гигантов, как "ЛУКОЙЛ", ЮКОС или ТНК (что, впрочем, очень маловероятно), срок окупаемости проекта составит не менее 12-14 лет. Только лишь строительство первой очереди оценивается в 100 млн. долл. А есть еще вторая и третья, которые оцениваются в полмиллиарда долларов! Таким образом, все эти факты полностью сводят на нет инвестиционную привлекательность проекта и экономическую отдачу для Орловской области.
Вместо того чтобы поднимать и развивать то, чем традиционно славится Орловщина, власти предпочитают отстаивать "маниловские прожекты".
Возникает вполне закономерный вопрос: а для чего орловским чиновникам вся эта волокита и лишние хлопоты? Просто поверить в их наивность и некомпетентность не получается, потому как реализация подобных проектов предполагает составление технико-экономического и инвестиционного обоснований. Иными словами, что, куда, зачем и сколько? И работают над составлением таких документов не один десяток профессионалов - инженеров, экономистов и пр.
Ответ на вопрос напрашивается сам собой - очевидно, кому-то из авторов проекта это выгодно. Выгода владельца "Северной нефти", бизнесмена Андрея Вавилова очевидна. Скандально известный предприниматель, лишенный возможности экспортировать 100% добываемой нефти, желает получить собственный НПЗ для переработки собственной же нефти, дабы отправлять ее на экспорт, но уже в виде бензина и дизельного топлива. Он-то сделал правильный расчет - экспортировать нефтепродукты из Орла намного легче, чем из Перми или Омска, где также можно переработать нефть. Соответственно можно существенно сэкономить на транспортных расходах.
Более того, "Северной нефти" каким-то образом удалось добиться от местных властей 50-процентной льготы по уплате заводом налогов в местный бюджет. И это в то время, как многие предприниматели жалуются, что организовать бизнес в Орловской области без поддержки властей просто невозможно. Такая явная лояльность орловских по отношению к "Северной нефти" должна, по-видимому, объясняться определенными выгодами. И такое объяснение существует.
Официально строительством орловского НПЗ будет заниматься ЗАО "Северная нефть - Орел", зарегистрированное в областном центре. Одним из его учредителей является сама "Северная нефть", зарегистрированная в Усинске, где и ведется добыча нефти. Вторым же учредителем будущего завода называется местное ООО "Атлант", за которым, по некоторым сведениям, стоят структуры, близкие к орловским властям. Таким образом, весь этот проект, по сути, является секретом Полишинеля, что, однако, не мешает его активному лоббированию как на местном, так и на федеральном уровнях.
Впрочем, сомнительные финансовые перспективы, к сожалению, являются далеко не единственной проблемой грядущего строительства. Против него активно выступают экологические организации. Так, участники "Экологического движения Центральной России" неоднократно проводили митинги возле представительства администрации Орловской области в Москве и возле Совета Федерации.
Экологи во всеуслышание заявляют об угрозе окружающей среде, которую несет в себе строительство НПЗ. Дело в том, что по плану завод будет расположен в непосредственной близости от реки Неручь, вода из которой используется для полива сельскохозяйственных земель. Любая, даже небольшая авария сможет привести к тому, что продукты нефтепереработки попадут на поля, что приведет к потере нескольких урожаев. А ведь регион до сих пор славится высоким качеством сельхозпродуктов.
Местные чиновники игнорируют все нападки экологов на любимое детище. Есть надежда, что о мотивах строительства Орловского НПЗ люди узнают перед выборами, когда борцы за власть наверняка вывесят на широкое обозрение этот неприглядный проект. Правда, к этому времени в области может появиться что-нибудь более нужное для жителей Орловщины, например, фермы по искусственному разведению ежей или, скажем, страусов.