Школа российского финансового "волшебства" началась вовсе не с братьев Мавроди, а гораздо раньше - с печально знаменитого "Спортлото", про которое в народе сочинили очень меткую поговорку: "крутишь, крутишь┘ НИЧЕГО не получишь". Именно в ней, возможно, проходил свои "финансовые университеты" нынешний зампред правления СВА-банка Виктор Николаевич Золотов. В последнее время вроде бы не слишком приметный СВА-банк (также называющийся банк Северо-Восточный Альянс), твердо занимающий шестидесятые места в рейтинге крупнейших банков России, стал внезапно для себя и окружающих одним из главных кредиторов отечественной атомной энергетики. Случилось это, как ни трудно догадаться, одновременно с приходом в СВА нашего героя, в недалеком прошлом занимавшегося кредитованием той же отрасли народного хозяйства в ином, теперь уже практически не существующем Конверсбанке.
Впрочем, последний господину Золотову пришлось покинуть, как только в Конверсбанк пришло новое руководство, которое, как говорят, искренне поразилось масштабу деяний нашего героя. Именно под руководством Виктора Николаевича, курировавшего клиентские отношения с концерном "Росэнергоатом", Конверсбанк профинансировал строительство пятого блока Ростовской АЭС так, что стоимость возведения одного блока почти в три раза превысила цену строительства средневзвешенной новенькой АЭС. Новое руководство банка такого не вынесло, и г-ну Золотову было предложено покинуть заведение под страхом уголовного преследования.
Золотов все очень быстро понял и поменял кресло зампреда "Конверса" на аналогичное седалищное устройство в другом кредитно-финансовом учреждении - банке "Ингосстрах-союз". Но и здесь жизнь финансиста не задалась: очень скоро банк был приобретен группой инвесторов, которые на беду Золотова оперативно навели справки о "менеджерской команде" приобретенного ими банка и сделали печальный вывод относительно навыков и умений Виктора Николаевича. Пришлось Золотову вновь "прыгать" - на этот раз в зампреды правления СВА-банка, где он, похоже, нашел своей финансовой душе успокоение.
Через все свои карьерные завихрения Золотов пронес связи с главным своим клиентом - концерном "Росэнергоатом". Правда, в концерн пришла новая команда во главе с исполнительным директором Сергеем Ивановым и его замом по финансам Павлом Романовым. Опытные люди, видимо, не успели "пошерстить" вверенную им контору на предмет связей с финансовым "волшебником" Золотовым. Потому что стоило последнему прийти в СВА-банк, как "дело пошло".
Есть такое предприятие "Севзапатомэнергострой" (СЗА), созданное специально для окончания строительства третьего энергоблока Калининской АЭС. СЗА совсем недавно чуть было не пал жертвой другого "финансового волшебника", главы фирмы "ВашЪ финансовый попечитель" Василия Бойко. Хуже того, как сообщил нынешний гендиректор СЗА Олег Ивасько в интервью одному из СМИ, в течение полутора месяцев предприятие оказалось под контролем "финансистов-попечителей", успевших в числе прочих провести и такую сделку: получение кредита на 600 миллионов рублей в СВА-банке (привет Золотову!) под 27 процентов годовых и гарантии┘ "Росэнергоатома". Едва в СЗА поступил первый транш в 200 миллионов рублей, как строители, руководимые тогда ставленником Бойко Михаилом Розенбаумом, фактически ссудили вышеуказанную сумму банка-заимодавцу, приобретя векселя СВА-банка со сроком погашения в 2004 году. При досрочном погашении банк установил дисконт - 22 процента, то есть закрепил за собой право, получив за векселя 200 миллионов рублей, вернуть обладателю долговых обязательств┘ 156. Иначе говоря, если рассчитать процент по вот этой части кредита в 200 миллионов рублей, то он составит фактически 49 процентов годовых (27 собственно кредитных плюс 22 процента дисконта). Хороший получается бизнес, особенно если учесть, что другие российские банки ссужают подобные суммы столь надежным клиентам, как "Росэнергоатом", под 18-20 процентов годовых.
"Куда же денется 44 миллиона рублей?" - возможно, воскликнет недогадливый читатель. Спросите у Золотова. На современном рыночном языке пореформенной России такая сделка называется "типичной откатной схемой". Судите сами: банк выдал СЗА кредит на 600 миллионов рублей, получит с этого проценты (в зависимости от срока погашения кредита до 182 миллионов рублей), но что с этого может гипотетически поиметь лично Золотов? Правильно - откат. Который может, в свою очередь, составить чуть менее полутора миллионов долларов США. Теперь речь уже впору вести не об единичной акции, а об устойчивом альянсе "Росэнергоатома" с "волшебником" из СВА-банка, ведь подобных кредитов концерн и близкие к нему строительные организации получили за последнее время в ведомстве Золотова несколько. Специалисты гадают: почему столь недальновидны атомщики - денег своих не считают или просто не догадываются, что кредиты на нынешнем российском банковском рынке не столь дорогая вещь. А может, объяснение проще, и частный интерес Виктора Золотова в СВА-банке нашел понимание уже упоминавшегося золотовского "духовного собрата" Вадима Бойко, внезапно оказавшегося в столь щедром "Росэнергоатоме"?
Все это было бы смешно, если бы не так печально. Исполнительный директор "Росэнергоатома" Сергей Иванов, министр атомной промышленности и энергетики Александр Румянцев выглядят, скажем так, далеко не лучшим образом, в то время как наш герой Золотов, летая с место на место, "весь в шоколаде".