- Земщина в России скоро сменится опричниной! - шутили участники общественной дискуссии "Местное самоуправление и гражданское общество", состоявшейся в Нижнем Новгороде. "Новых опричников" российским гражданам скорее всего придется лицезреть воочию. Хотя называться они будут, видимо, более привычно - федеральные чиновники.
Сам процесс перехода от боярской вольницы 90-х годов к централизованной президентской республике называется: "разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления". Существует специальная комиссия при президенте РФ, подводящая, так сказать, теоретическую базу под конкретное пожелание Владимира Путина. Практическими разработками "управления на местном уровне" занимается фонд "Институт экономики города". Большинство пилотных проектов фонда осуществляется в городах Приволжского федерального округа под покровительством полпреда президента Сергея Кириенко. Не случайно фактически первое в России публичное обсуждение "Концепции разграничения полномочий..." прошло именно в столице округа.
По мнению Сергея Самойлова, ответственного секретаря комиссии при президенте РФ, создающей вышеупомянутую концепцию, у разработчиков нет политической задачи забрать все рычаги власти в стране из регионов и сосредоточить их в руках федеральной власти. Цель - защитить права и свободы граждан, которые продекларированы государством. А таковых в сегодняшней России хватает.
Взять хотя бы так называемые недофинансируемые федеральные мандаты. В свое время государство одарило различные слои населения всевозможными льготами (оплата за проезд в общественном транспорте, за жилье и коммунальные услуги и т.д.), однако выполнить в полном объеме взятые на себя обязательства не может. Так, по словам Самойлова, если бы льготы населению выделялись в полном объеме, на эти цели пришлось бы расходовать ежегодно до 6 триллионов рублей. В то время как доходная часть консолидированного бюджета страны на 2002 год не превышает 2,4 триллиона. "Это реальный обман населения!" - высказал давно уже не новую мысль представитель государства.
Спасти ситуацию, по мнению Сергея Самойлова, может усиление контроля за органами местного управления со стороны государства. На практике это будет означать создание в крупных российских городах не больше и не меньше, как параллельных органов власти под условным названием "муниципальные округа". В них, как предполагается, и будут трудиться новые российские опричники, отслеживая, правильно ли главы местного самоуправления тратят бюджетные копейки. Поскольку из 12 тыс. органов местного самоуправления в России только 400 обходятся без дотаций государства, легко предположить, что функции мэров подавляющего большинства российских городов будут сведены к техническим и представительским. Проще говоря, финансами распоряжаться они будут уже в гораздо меньшей степени, чем сегодня, если будут вообще. На языке разработчиков концепции из фонда "Институт экономики города" описанная выше реорганизация называется "достроить вертикаль власти до местного уровня с расширением контрольных функций Центра".
Сергей Кириенко полагает, что контрольные функции Центра могут толковаться весьма и весьма расширительно. Например, в случае "недобросовестного" выполнения главами местного самоуправления своих обязанностей их участь теперь будет предрешена. По мнению Кириенко, руководители муниципальных образований, не обеспечившие права граждан на нормальную жизнь, должны нести ответственность вплоть до уголовной. Сергей Владиленович настаивает, что должен быть механизм снятия с работы нерадивых мэров.
На общественных слушаниях по реформе органов местного самоуправления присутствовали и люди, сомневающиеся в необходимости предлагаемых изменений. Председатель правления фонда "Народная ассамблея" Евгений Сабуров заметил, что сама постановка вопроса об органах местного самоуправления - "Эффективность или демократия?" - для общей дискуссии не корректна. "Подразумевается, что при демократии воруют, а эффективность есть не что иное, как целевое расходование бюджета", - удивлялся Сабуров. По его мнению, предлагаемые властью муниципальные образования, как и многие новообразования, могут в итоге оказаться злокачественными.
По мнению главы местного самоуправления города Дзержинский Московской области Виктора Доркина, затеваемая властями реформа не приведет ни к чему хорошему. Уже сейчас концентрация финансов в руках Центра почти достигла уровня советского времени и может привести не к целевому их использованию, а к еще большему разбазариванию. "Кто-нибудь оценил системные последствия предлагаемой реформы?" - риторически вопрошал Виктор Доркин. На его взгляд, местное самоуправление в России состоялось, только "нужно подбрасывать уголек" в его топку, причем делать это должен президент РФ. Другими словами, менять законодательство о местном самоуправлении сейчас нет смысла, поскольку от механического увеличения числа контролеров экономические показатели муниципалитетов вряд ли улучшатся.
Тем не менее, по словам Сергея Самойлова, уже в сентябре предполагается провести через Госдуму поправки к Закону "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" и начать реализацию задуманного. По словам члена президентской комиссии Виталия Черникова, жесткий контроль со стороны Центра за тем, что творится на местах, необходим хотя бы потому, что в условиях недофинансирования органы местного самоуправления не способны выполнять возложенные на них функции.
Таким образом, совсем отменить местное самоуправление федеральная власть пока не решается, поскольку для этого потребуется изменить не только Конституцию, но и выйти из числа стран, ратифицировавших Европейскую хартию о местном самоуправлении. А вот создать доморощенный аналог одного из основных институтов демократического общества - местного самоуправления, правда, осуществляемого фактически под присмотром "человека с ружьем", федеральному Центру, возможно, и удастся, причем в самое ближайшее время. Видимо, совсем не случайно из уст приволжского полпреда и его окружения все чаще раздается фраза, что местное самоуправление перерождается в местное самоуправство. Общественные дискуссии вроде той, что прошла в Нижнем Новгороде, призваны подготовить почву для масштабных преобразований институтов российской власти. Ведь сам президент назвал разграничение полномочий ключевой задачей сегодняшнего дня.
Нижний Новгород