Глава администрации Чечни Ахмат Кадыров в четверг своим указом объявил в республике общенациональный траур, который продлится три дня. Этот поистине шаг отчаяния вызван событиями в Шали, где от взрывов погибли две девочки трех и пяти лет, позже от ран скончалась их мать, ранен отец - майор милиции Абусупян Эдильханов, а также еще шесть человек. Даже без официального объявление траура эта трагедия потрясла всю Чечню, терпение жителей которой, похоже, уже не рискуют испытывать даже местные власти. В похоронах девочек Риты и Малики Эдильхановых участвовало несколько сот человек, а их тела на руках пронесли через весь Шали.
В Чечне уже на официальном уровне говорится о причастности к трагедии в Шали военнослужащих федеральных сил. А в первом сообщении говорилось о подрыве боевиками фугаса. Затем местные власти заявили, что в райцентре раздалось пять взрывов. Видимо, предвидя, что истинные обстоятельства происшедшего скрыть не удастся, прокурор республики Николай Костюченко заявил, что в числе возможных версий подрыва рассматривается и причастность к нему военнослужащих. А уже в среду местные власти прямо обвиняли во взрывах артиллеристов из состава ОГВ, которые "допустили ошибку" при ведении стрельбы.
Таких "ошибок" в Чечне в последние дни становится угрожающе много. В Грозном погибла 15-летняя Аминат Аласханова из-за непроизвольного выстрела чеченского милиционера. В Гудермесском районе столкнулись военный автомобиль "Урал" и "ВАЗ-2106" с местными жителями. Все пассажиры "Жигулей" - Хамзат Хамсуев, его 16-летняя дочь Мадина и еще одна женщина - погибли на месте. Еще одна "ошибка" произошла в Грозном. На фугасе, предназначавшемся военным, подорвался рейсовый автобус. Четыре человека погибли, восемь получили тяжелые ранения.
Во вчерашнем заявлении Ахмат Кадыров подчеркнул, что до сих пор избегал объявления национального траура, но "сейчас мы подошли к последней черте, дальше терпеть такое нельзя". Уже не впервые именно глава администрации, а не правозащитники или, например, сторонники чеченских сепаратистов, указывает на приближение Чечни к "последней черте". Кадыров был и остается самым последовательным противником "зачисток", не устает требовать вывода из республики "избыточных" войск. В то же время уже не надо в чем-то убеждать гуманитарные структуры ООН и международную организацию "Врачи без границ". После недавних похищений Нины Давыдович и Аржана Эркела они свернули свою деятельность на Северном Кавказе.
Более того, уже даже высшие должностные лица и более чем лояльные Кремлю политики говорят о беспределе в Чечне. Представители "Единой России", побывав в республике, сделали вывод, что ситуация там запущена. Спецпредставитель президента РФ по правам человека в Чечне Абдул-Хаким Султыгов, прибывший в республику сразу после трагедии в Шали, выразил возмущение этим инцидентом, а кроме того, заявил о "прямом и неприкрытом" издевательстве над беженцами. А уполномоченный по правам человека в РФ Олег Миронов считает, что власти предпринимают недостаточно усилий по обеспечению безопасности на Северном Кавказе.