В Карелии образован Совет республики при главе региона, куда вошли руководители администрации местного самоуправления. Прежде подобное образование существовало в форме совета по вопросам местного самоуправления, не отличавшегося ни особой активностью, ни регулярностью заседаний, ни серьезными полномочиями. Теперь его статус заметно повысился. Совет республики фактически становится дублем Госсовета при президенте России, призванным наладить четкое взаимодействие между ветвями исполнительной власти государственного уровня и местного звена.
Одной из задач Совета республики является рассмотрение предложений по развитию финансово-экономической основы местного самоуправления, решению проблем межбюджетных отношений, укреплению налогооблагаемой базы местных бюджетов.
Разумеется, все финансовые пожелания муниципалистов сначала подлежат обобщению в республиканском Минфине, который готовит предварительный расклад по возможным размерам обязательных дотаций и целевых субсидий районам из карельской казны. Если главам местного самоуправления удастся обосновать на заседаниях СР не учтенные еще в минфиновской разнарядке потребности и "отщипнуть" из вероятного резерва хоть какие-то дополнительные средства в пользу своих территорий, они останутся довольны. Только попав в список рекомендаций СР, новые статьи финансирования имеют шансы скорее пройти все согласования в министерских кабинетах и в Законодательном собрании Карелии, чтобы получить силу поправок в закон о республиканском бюджете.
Сергей Катанандов конкретно обозначил главные цели нововведения. Первая - совершенствование действий власти в интересах обеспечения конституционных прав граждан. Вторая - привлечение глав местного самоуправления к решению проблем республики, выполнению государственных задач. Попутная - формирование идеологии взаимодействия госвласти и руководства муниципальных образований, в чем особая роль отводится создаваемому сейчас республиканскому Министерству по делам печати, информатизации и связям с общественностью.
Большинство вошедших в Совет республики руководителей районных администраций местного самоуправления Карелии высказываются в поддержку этого начинания. По новым выборным законам они теперь лишились возможности совмещать исполнение своих обязанностей с депутатством в республиканском Законодательном собрании, потому им тоже необходима отдельная площадка для защиты интересов своих территорий перед правительством и парламентом.
- Если принято считать, что у нас за все отвечают местные власти, то дайте же нам нужные средства и возможности или обеспечьте выполнение непосильных для нас задач на госуровне, - выразил свое видение ситуации вошедший в состав первой коллегии Совета республики глава местного самоуправления Суоярвского района Карелии Владимир Григорьев. - Между прочим, сегодня наши ресурсы ограничиваются и Лесным, и Земельным, и Бюджетным кодексами... Значит, интересы муниципалитетов надо лоббировать не только в республиканских структурах власти, но и на федеральном уровне.
Некоторые другие районные лидеры с опаской относятся именно к перспективам урезания своих властных полномочий в том случае, если карельское правительство сочтет их действия "по обеспечению конституционных прав граждан" недостаточными и прибегнет к механизмам прямого финансирования ряда направлений, относимых к государственным приоритетам. Например, сейчас остро ставятся вопросы подготовки жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону. При необходимости, чтобы избежать тех кризисов, которые сотрясали в прошлые зимы ЖКХ Лоухского, Медвежьегорского, Беломорского районов, оперативный контроль за ходом ремонтных работ может взять на себя региональная энергетическая комиссия.
Кстати, у главы Карелии уже есть некоторый опыт использования опробованных рычагов воздействия на положение в глубинке - институт его постоянных представителей в районах. Начиналась эта идея с Олонца. А сегодня представительства действуют в Медвежьегорске и Пудоже, но могут появиться повсеместно, если эксперимент будет признан оправданным для усиления вертикали госвласти.
Впрочем, рекомендации по разграничению полномочий между карельской исполнительной властью и органами местного самоуправления тоже отводится теперь сформулировать Совету республики, который будет собираться на общие заседания по мере необходимости, но не реже раза в три месяца. Отслеживать подготовку ключевых тем для обсуждения в специальных рабочих группах раз в месяц призвана коллегия СР в составе пяти руководителей муниципальных образований под председательством главы Карелии.
Если учесть, что обязанности секретаря возложены на Анатолия Моисеева, получившего ранг заместителя руководителя администрации главы РК, положение дел в районах исполнительная власть региона решила контролировать самым основательным образом.
Петрозаводск