Конфликт начался со смены руководства "Росэнергоатома" весной этого года. С предыдущей администрацией концерна у "Нефтяного" складывались более конструктивные отношения: КБ "Нефтяной" обслуживал счета различных структур "Росэнергоатома", а сам концерн с конца 2001 года являлся владельцем 25-процентной доли в уставном капитале банка.
История приобретения "Росэнергоатомом" доли в "Нефтяном" примечательна тем, что первоначальная стоимость доли составляла 4,5 миллиона долларов, однако почти сразу же по вхождении концерна в число участников банка РЭА перечислил банку еще 8 миллионов в счет увеличения уставного капитала "Нефтяного".
Попутно тогдашнее руководство "Росэнергоатома" позволило "Нефтяному" приобрести аналогичную долю (25 процентов) в ООО "Севзапатомэнергострой" (СЗА), контролируемом "Росэнергоатомом" (51 процент). СЗА, строительное предприятие, специализирующееся на возведении объектов атомной энергетики, в этот момент как раз приступало к завершению строительства третьего энергоблока Калининской АЭС (Тверская область). Стоимость очередного этапа работ, рассчитанного на 2002 год, составляла 6 млрд. долл. Сумма не выглядит астрономической, однако, учитывая, что СЗА должен был стать подрядчиком и на строительстве следующей, четвертой очереди КАЭС (и здесь цифры в несколько раз больше), можно сказать, что "Севзапатомэнергострой" должен был выглядеть для стороннего, агрессивно настроенного банка весьма привлекательно.
Практически сразу же, едва "Нефтяной" вошел в число участников СЗА, администрация банка в лице председателя совета директоров Игоря Линшица выступила с инициативой увеличить уставный капитал СЗА с 20 тысяч до 30 миллионов рублей. Бывший исполнительный директор концерна Яковлев на собрании участников СЗА по личной инициативе проголосовал за изменение долей, и КБ "Нефтяной" разом превратился из скромного участника СЗА во владельца 75-процентной доли и получил практически полный контроль над предприятием, его финансами и процессом строительства Калининской АЭС. Однако отказ концерна от увеличения своей доли оформлен не был.
Новое руководство "Росэнергоатома" пересмотрело отношение к сотрудничеству с "Нефтяным". Ситуация, когда контроль над строительством объекта атомной энергетики может быть передан в частные руки, не устроила нового исполнительного директора концерна Олега Сараева. Последовавшие за этим проверки показали сомнительную юридическую чистоту процедуры увеличения уставного капитала СЗА.
Согласно закону, для отказа от своей доли в СЗА должно быть отдельное решение концерна, согласованное с Минатомом и Минимуществом. Однако процедура согласования прежней администрацией РЭА проведена не была, а посему отказ "Росэнергоатома" от сохранения своей доли в СЗА оказался юридически спорным.
Судебные разбирательства по этому вопросу еще не завершены, однако на руках у представителей "Росэнергоатома" имеются распоряжения нескольких городских судов о приостановлении действия регистрации нового уставного капитала "Севзапатомэнергостроя" и соответственно долей в нем различных участников компании.
В середине июля команда Линшица предприняла попытку вооруженного захвата здания управления СЗА в г. Удомля (Тверская обл.). Одновременно с этим Линшицем был назначен новый генеральный директор СЗА - Олег Ивасько. Как следует из протокола заседания совета учредителей, смена первого руководителя "Севзапатомэнергостроя" была проведена на основания отказа прежнего гендиректора, Михаила Розенбаума, от занимаемой должности. Однако соответствующего заявления от М.Розенбаума в архиве СЗА обнаружено не было, а сам Розенбаум утверждает, что подобного заявления не писал.
Несмотря на столь активные действие "Нефтяного", "Росэнергоатому" удалось удержать ситуацию под контролем, о чем свидетельствует последнее из судебных постановлений, подписанное председателем Удомельского городского суда и предписывающее представителем "Нефтяного" покинуть здание и не препятствовать дальнейшей работе назначенного "Росэнергоатомом" менеджмента.
В конце июля новое руководство "Росэнергоатома" потребовало от КБ "Нефтяного" вернуть перечисленные ему ранее 8 миллионов долларов, предназначенные для увеличения уставного капитала банка, поскольку с момента перечисления денег прошло шесть месяцев, и за это время Линшиц не сумел зарегистрировать увеличение уставного капитала. Одновременно с этим "Росэнергоатом" отказался от обслуживания банком "Нефтяным" своих структур. Из списка крупнейших клиентов банка исчезли названия 14 дочерних компаний и подразделений "Росэнергоатома".
Как утверждают специалисты, отказ РЭА от сотрудничества с "Нефтяным" в скором времени может серьезным образом сказаться на ликвидности банка. Есть основания полагать, что даже возврат 8 миллионов долларов, затребованных "Росэнергоатомом", может оказаться для банка неразрешимой задачей.
К этому можно добавить, что историей назначения на пост главы "Севзапатомэнергопрома" г-на Ивасько может заинтересоваться Генеральная прокуратура РФ. В настоящее время в эту инстанцию отправлены соответствующие письма, где речь идет о факте подлога - имеется в виду несуществующее заявление гендиректора СЗА Розенбаума об освобождении от занимаемой должности.
Попытку Игоря Линшица стать первым в России атомным магнатом можно считать провалившейся. Однако можно ждать и дальнейших попыток передачи в частные руки если не самих атомных энергетических объектов, то по крайней мере структур, эти объекты обслуживающих.